Дочь олимпийской чемпионки Елены Бережной, София-Диана Казинс, пошла по стопам своих родителей и сейчас выступает в паре с Александром Брегеем.
В интервью «Спорту День за Днем» прославленная фигуристка рассказала, почему София выбрала этот вид спорта, раскрыла цели, которые ставит перед дочерью, и сравнила парное катание тогда и сейчас.
– Ваша дочь София-Диана, как и вы, занимается фигурным катанием. Она сама выбрала этот вид спорта?
– Конечно, нет – у нее не было выбора!
– Многие родители-спортсмены предпочитают не отдавать детей в тот же вид спорта, а вы решили иначе. Почему?
– Потому что и у меня тоже не было выбора! Соня с детства везде со мной – куда я, туда и она. Она впервые вышла на лед в постановке Ледового театра то ли в два, то ли в четыре года. В четыре года уже точно катала роль Алисы в детском спектакле. И куда было нам деваться?
– Вы были очень бесстрашной спортсменкой, вернулись на лед после чудовищной травмы, но спортсменка Бережная – это одно, а мама – другое. Не переживали, когда София переходила в парное?
– Всегда переживала и переживаю, первые поддержки даже не смотрела. Было очень страшно. И тренера меня выпроваживали: «Не надо вам смотреть, мамочка, идите, потом в прокатах посмотрите». Но ничего, они как-то сами справились, без моей помощи.
– Несколько лет назад вы сказали, что ваша дочь превосходит вас в таком же возрасте. Сейчас можете сказать то же самое?
– Абсолютно! Конечно, у нас разные поколения, и многие элементы изменились, в них ввели новые правила, по-другому оцениваются уровни, разве что выбросы остались прежние. Дорожки, например, стали значительно сложнее. Если сейчас разбирать наши и их программы по элементам, то окажется, что наши дорожки – это просто база. В большинстве элементов Соня уже превосходит меня, а еще у них есть сложные прыжковые элементы, лутцы и флипы, которые мы даже не пытались делать.
– Какие цели в спорте перед собой ставит София?
– Какие цели перед собой ставит она, нужно у нее спросить, а я ей ставлю такую цель: выучить все элементы на четвертом уровне, чтобы бороться с лучшими спортсменами России. Тем более что все у нее есть – и талант есть, и все условия есть. Теперь нужно трудиться и не лениться.
– Чего нам ждать от их пары с Александром Брегеем в предстоящем сезоне?
– Программы у них просто огонь. Короткая программа в постановке Николая Морошкина только что была представлена в Игоре, на мастер-классе Клуба Тамары Москвиной, и она очень удалась. Это та программа под Чарли Чаплина, про которую уже везде написали, что она посвящена нам с Антоном Сихарулидзе. Хотя Соня категорически против, она отказывается сравнивать и говорит: «Нет, мы делаем совсем другое!» Произвольная программа тоже есть, и ее скоро поставят в прокаты. Также Николай Морошкин. Но я ее еще не видела полностью.
– Ваш сын Тристан тоже пробовал заниматься фигурным катанием. Почему не сложилось?
– У каждого свои таланты в этой жизни, у него не фигурные. Он быстро бегал на коньках, но не захотел учить «фонарики». Как я могла его заставить?
– А сейчас он занимается каким-то спортом?
– Просто ходит в фитнес-клуб. Пока что он ищет себя и свою будущую профессию…
– Когда вы начали прививать своим детям любовь к спорту и объяснять его важность?
– С рождения, а может быть, и еще раньше! Они всегда были со мной, катались со мной везде, по всем шоу, по всем моим каткам, моим работам, жили моей жизнью. А моя жизнь – это спорт и дети.
– Мама – олимпийская чемпионка, папа – многократный участник чемпионатов мира, дочь – тоже фигуристка. Хотели бы спортивную династию?
– В смысле, чтобы моя дочь вышла замуж за фигуриста? Это уж как сложится, у меня так сложилось, у нее может быть совсем по-другому. Требовать, чтобы обязательно шла за фигуриста, точно не буду!
Фото: Анастасия Козлова, Наталья Понарина, Андрей Федечко.