Елена Бережная – легендарная спортсменка. В паре с Антоном Сихарулидзе она выиграла Олимпийские игры и по два раза – чемпионат мира и чемпионат Европы. Сейчас известная фигуристка руководит Ледовым театром Санкт-Петербурга.
В это межсезонье Елена Викторовна дала эксклюзивное интервью «Спорту День за Днем», в котором оценила нововведения Международного союза конькобежцев (ISU), рассказала, смотрит ли соревнования без участия российских фигуристов, и поделилась мнением о дисквалификации Камилы Валиевой.
«К фигурному катанию сальто имеет очень мало отношения»
– На недавнем конгрессе ISU был принят ряд решений. Пожалуй, главное из них – сокращение количества прыжков в произвольной программе с сезона-2026/2027. Мнения на этот счет разделились. А какого придерживаетесь вы?
– Имеет ли смысл искусственно упрощать фигурное катание? Вряд ли, это бесполезно. Выигрывать все равно будут те, кто делает сложные элементы и обладает настоящим мастерством в своем виде спорта. Даже если Международный союз конькобежцев объявит, что теперь достаточно кататься на уровне КМС.
– Татьяна Тарасова выразила мнение, что это приведет к тому, что большее количество фигуристов начнет изучать четверные, чтобы получать больше баллов. Согласны?
– Да, я полностью согласна с Татьяной Анатольевной, именно так и будет, тем более что осваивают четверные теперь очень многие.
– Адам Сяо Хим Фа своим перформансом на чемпионате Европы буквально вынудил ISU снять запрет с исполнения сальто. Как думаете, это правильное решение?
– Сальто не элемент фигурного катания, это элемент ледовой акробатики. Он очень украшает программу, и, кстати, зрители постановок Ледового театра Санкт-Петербурга это знают не понаслышке. В нашем театре есть замечательные ледовые акробаты, которые часто выступают и в других известных российских шоу, и когда они показывают свои сальто вперед и назад, сальто через лежащего на льду человека, трибуны просто кричат от восторга. Очень зажигательно, но согласитесь, что к собственно фигурному катанию это имеет очень мало отношения.
– Еще одно нововведение – разница в возрасте между фигуристами в спортивных парах и танцевальных дуэтах теперь должна составлять не более семи лет. Оправдано?
– Честно скажу, я никогда даже не задумывалась, какой лимит был раньше. Никогда не приходилось сталкиваться с парами, где, например, одному партнеру сорок лет, а другому пятнадцать. Обычно тренер подбирает пару и по возрасту, и по антропометрическим данным, и по другим критериям соответствия, так что с такими «мезальянсами» в фигурном катании я даже не встречалась.
«Для зрителей фигурное катание – самый красивый вид спорта»
– ISU снова терпит убытки. Интерес к фигурному катанию падает?
– Про убытки ничего не знаю, но совершенно уверена, что интерес к фигурному катанию только растет. Для зрителей это самый красивый вид спорта, который интересно смотреть, так сказать, и душой, и телом. Зрители видят и уникальное спортивное мастерство фигуристов, которое дается годами долгого труда, да и то не каждому, и высокий артистизм. И рост количества ледовых шоу в разных форматах это только подтверждает.
– Международная федерация планирует разработать компьютерную игру про фигурное катание. Как вам кажется, она может быть популярна?
– Я вообще не геймер, никогда не играю и практически ничего не знаю о компьютерных играх, но вроде как такие игры уже есть. По крайней мере, из младшего поколения точно кто-то играл. Ну почему бы и нет? Лучше играть в фигурное катание, чем залипать в TikTok.
– Может быть, стоит потратить деньги на разработку чего-то другого? Хотели же внедрить в судейство искусственный интеллект, с помощью которого будет подсчитываться количество оборотов прыжка и оцениваться степень докрученности и преротация при отталкивании.
– Степень докрученности и преротацию вполне способен оценить и обычный живой судья. В этом случае действительно лучше потратить деньги на что-то другое. По крайней мере, на текущем этапе развития цифровой цивилизации.
«Надеюсь, нам удастся доехать до Олимпиады и всех победить»
– Следующий сезон предолимпийский. Ваш экс-партнер, сейчас исполняющий обязанности главы ФФККР, Антон Сихарулидзе рассказал, что федерация готовит команду к Олимпийским играм 2026 года. Как думаете, действительно ли российские фигуристы смогут выступить в Италии?
– Я очень надеюсь на это, и хотелось бы верить, что нам все это удастся. Доехать, выступить и всех победить!
– Если условия участия в Играх-2026 будут такие же, как в этом году, стоит ли российским фигуристам на них ехать?
– С одной стороны, у спортсменов нет завтра, у них есть только сегодня. А с другой стороны, полностью анонимное выступление: без страны, без флага – это тоже перебор. Конечно, хочется представлять свою страну, свою команду. Вопрос в том, какая альтернатива, будут ли у нас какие-то свои сопоставимые игры, какая-то другая возможность показать свое мастерство и найти достойного соперника.
– Смотрите ли вы международные соревнования без участия российских фигуристов? Если да, то за кем следите?
– Нет, не слежу. Когда наши не участвуют, я вообще забываю о существовании этих соревнований. Результаты узнаю потом из новостей. Специально смотрела только на Илью Малинина, этого русского американца. У меня настолько много своей работы, что мне и некогда выискивать в интернете трансляции или записи соревнований, где даже наших нет.
«Суд аннулировал результаты Валиевой, но не ее талант»
– Когда вы узнали решение CAS по допинговому делу Камилы Валиевой, как отреагировали?
– Сейчас уже много времени прошло, острота ситуации и эмоций спали. Для меня ясно, что Камила уже везде выступила, все показала. Мы увидели ее прекрасные возможности, радовались за нее, и круче ее выступлений четырех последних лет мало что может быть. Да, ее результаты аннулировали, но не аннулировали ни наши впечатления, ни ее талант. Это дисквалифицировать невозможно.
– Сторона Валиевой подала протест в Федеральный суд Швейцарии. Как думаете, получится ли вернуть дело на новое рассмотрение в CAS и изменить приговор?
– На этот вопрос не могут ответить даже юристы, не то, что я.
– Какой совет вы бы дали Камиле, которая сейчас не может заниматься своим любимым делом?
– Я уже сказала, что ей уже доказывать ничего не надо. Она себя показала. И, тем более, она же может заниматься любимым делом, она соревноваться не может, но уже начинает выступать в шоу, а время летит быстро.
«Наступает эпоха четверных элементов у пар»
– Чего вы ждете от российского фигурного катания в следующем сезоне?
– Конечно же, интересных программ как в парном катании, так и в одиночном!
– Лидеры сборной России, Анастасия Мишина / Александр Галлямов и Александра Бойкова / Дмитрий Козловский, уже вовсю тренируют четверные элементы. Мы сможем увидеть их на соревнованиях уже в этом году?
– Думаю, что не без этого, конечно. Наступает эпоха четверных.
– Как вы относитесь к тому, когда фигуристы фактически уходят из спорта, но не объявляют о завершении карьеры?
– Нормально отношусь. Пока ты не объявил, что закончил, ты имеешь право вернуться. Почему бы нет – можно попробовать что-то еще, но оставить себе шанс.
– Как вам кажется, кто-нибудь из таких фигуристов еще может вернуться на соревнования?
– Были такие прецеденты, почему нет?
«Одна звезда – это хорошо, а созвездие – лучше»
– Вы, как никто другой, знаете, что такое организация ледовых шоу. Юдзуру Ханю первым в мире организовал сольное ледовое шоу и собирает стадионы. Фантастика, верно?
– Да, наверное, это гениально, если ему удается одному держать стадион. Но там не только его личный талант работает, но и другие составляющие шоу – мультимедиа, костюмы, спецэффекты, живая музыка. В любом случае это работа большой команды.
– Реально ли организовать что-то подобное в России?
– Нужно иметь очень много здоровья, чтобы откатать целый спектакль в одиночестве! Не важно в какой стране. У нас тоже есть фигуристы, у которых хватит поклонников на то, чтобы заполнить стадион. Но обычно на ледовые шоу приходят за тем, чтобы увидеть разных спортсменов, разные номера, разные пары. Мы, Санкт-Петербургский государственный Ледовый театр, постоянно занимаемся организацией ледовых шоу-спектаклей и очень хорошо знаем, как трепетно поклонники относятся к тому, чтобы их любимые фигуристы все были заявлены в программе. Пишут в соцсетях, требуют пригласить того или иного спортсмена, и мы стараемся прислушиваться. Одна звезда – это хорошо, а созвездие – лучше.
Фото: DPA; Наталья Понарина, Елена Бледных.