• Мертвым не больно? Как испортить фильм о спорте

    Автор «Спорта День за Днем» раскритиковал вышедшую в 2022 году работу о легендарном советском боксере

    14.04.22 10:48

    Мертвым не больно? Как испортить фильм о спорте - фото

    Фото: Wikipedia

    В августе этого года исполнилось бы 85 лет Валерию Владимировичу Попенченко, одному из выдающихся отечественных боксеров, двукратному чемпиону Европы (1963, 1965), победителю Токийской Олимпиады (1964), единственному советскому обладателю Кубка Вэла Баркера, вручаемого лучшему бойцу олимпийского турнира. Фильм «Мистер Нокаут», ему посвященный, вышел не в юбилейные дни, а 23 февраля — тоже логично, если вспомнить, что Попенченко был морской офицер, выпускник суворовского училища.

    «Выиграю Олимпиаду — брошу этот бокс к чертовой матери!»

    Сюжетная канва картины — путь молодого человека от значка ГТО к олимпийским медалям, от занятий боксом в суворовском училище в Ташкенте до финала Олимпиады. Попутно мы вспомним:

    1. Что будущий лучший боксер-любитель планеты рос без отца; что боксом он всегда занимался без особой охоты (есть не вошедшее в фильм свидетельство хорошо знавшего Попенченко недавно ушедшего из жизни спортивного журналиста Эрнеста Серебренникова, которому спортсмен признавался: «Эрик, если бы ты знал, как мне все это надоело. Вот выиграю Олимпиаду — и брошу этот бокс к чертовой матери!»).

    2. Что если бы не настойчивость и изобретательность тренера Попенченко Григория Филипповича Кусикьянца, без преувеличения заменившего Валерию погибшего на фронте отца и буквально заставившего Попенченко вернуться в бокс, мы бы того больше на ринге не увидели.

    3. Что спортсмена, много лет не знавшего равных на внутреннем ринге, до международных соревнований не допускали — из-за нестандартной манеры боксировать, которая многих, и в том числе вполне авторитетных специалистов, смущала…

    О фильме Артема Михалкова «Мистер нокаут»

    Мистер Нокаут (2022)

    Режиссер: Артем Михалков

    В ролях: Виктор Хориняк, Сергей Безруков, Инга Оболдина, Евгения Дмитриева, Ангелина Стречина

    Репортаж с презентации фильма

    Все это в фильме есть, как есть приемчики и сюжетные ходы, давно и успешно (судя по кассе) опробованные в отечественных спортивных байопиках:

     

    • любовь правильной девушки, каковая любовь помогает ему бегать быстрее, прыгать выше, бить сильнее;

    • тренер, трудоголик и немного психопат, с его нетрадиционными педагогическими трюками и тренировочной методой;

    • трусливые и подловатые чиновники от спорта, не верящие в успех и зажимающие молодое дарование;

    • тонкая душевная организация главного героя, которому в самый ответственный момент придают силы всякие полумистические вещи — в данном случае это являющийся герою образ отца-летчика, с которым Попенченко десятилетиями продолжает внутренний диалог на повышенных тонах…

    Откуда взялся советский офицер в подпольных боях без правил?

    Понятно, что в жизни Попенченко, сколько можно судить, все это было. Понятно, что если какие-то сценарные клише и архетипические модели продолжают работать, то почему бы, думают, вероятно, авторы, не скормить доверчивой публике это блюдо еще раз. Но все-таки повествованию об уникальном спортсмене, масштабной личности подошла бы уникальная подробнейшим образом изложенная история в деталях. Этого, к сожалению, здесь нет.

    Актер Виктор Хориняк (kinopoisk.ru)

    Так, в частности, совершенно не прописан фон. 1960-е годы, вообще-то, небывалая, бриллиантовая эпоха в истории отечественного бокса. Абрамов, Агеев, Григорьев, Киселев, Лагутин, Позняк, Степашкин, Тамулис, — огромное количество первоклассных боксеров, каждый из которых был ярчайшей индивидуальностью. Где все эти люди?

    Загадочная гибель Валерия Попенченко

    Неофиту, посмотревшему фильм, может показаться, что кроме Попенченко в стране тогда других боксеров и вовсе не было. В одной команде с Попенченко на Олимпийских играх выступал тяжеловес Вадим Емельянов — как и Валерий динамовец, суворовец, военный моряк — создатели умудрились прошляпить и этот перспективный поворот.

    Откровенную сюжетную вторичность и пустоту, очень поверхностное знакомство с материалом авторы сценария компенсируют разнообразными и откровенно нездоровыми выдумками: вот Кусикьянц заставляет советского офицера Попенченко участвовать в подпольных боях без правил (это в шестидесятые годы в социалистической Польше!); а вот кульминация фильма, финальный бой Олимпиады, где, сообщают нам, главный герой, оказывается, трижды побывал в нокдауне и выиграл только благодаря акустической поддержке Кусикьянца и визуальной — отца, в очередной раз явившемуся ему в виде молчаливой галлюцинации.

    Реакция на фильм: «Больно смотреть!»

    Долго живешь — до всего доживешь. Понятно, когда спортсмена делают более успешным, ярким, талантливым, чем он был, это по-человечески понятно, на то и кино существует, но никогда я еще не видел фильма о спортсмене, где его делали хуже, и значительно хуже, чем в жизни.

    Футбол в отечественном кинематографе: неизвестные роли Вицина и Гафта, скрытое послание Яковлева, эпичность Козловского

    Вообще-то всю Олимпиаду Попенченко прошел на одном дыхании, три боя из четырех окончил досрочно, и в финале немца Эмиля Шульца вообще нокаутировал на первой минуте первого раунда. Понятно, что художник так видит, что драматургия и все такое, что композиция фильма требовала кульминационного пуанта, но если вам так хочется трижды уложить на канвас спортсмена с гербом СССР на майке, то, может, дать ему другую фамилию и биографию и вообще сочинять выдуманные истории о выдуманных людях, а не паразитировать на тех, кто умер и уже не может ответить, поставив вас на место с вашими плодотворными сценарными идеями?

    «Фильм было очень больно смотреть, я всю ночь после просмотра практически не спал, — говорит судья международной категории Николай Ловелиус, хорошо знавший Попенченко и Кусикьянца. — Валерка на ринге вообще не позволял дотронуться до себя. Были турниры, где в него вообще ни разу не могли попасть, а тут он весь фильм только и делает, что пропускает удары и падает. Из боксера редкой одаренности, глубокого сложного человека сделали дурачка. Про Григория Филипповича вообще не говорю. Он, тоже, конечно, как и Валерка, был непростой человек, но антисоветчиком, как его показали здесь, его бы никто не рискнул назвать».

    Лучший спортивный фильм года остался без «Оскара»

    «Между реальным Валерием Попенченко и тем, как он сыгран в фильме, общего практически нет. Очень жаль», — говорит почетный председатель совета ветеранов Спортивной Федерации бокса Санкт-Петербурга Юрий Королев.

    К актерам, кстати, у ветеранов бокса, опрошенных мной, никаких претензий нет. Каждый играет очень добросовестно, а кое-где и вовсе талантливо. Много шуток, как известно, вызвало назначение на роль Кусикьянца Сергея Безрукова, но все, Кусикьянца знавшие отмечают, что сыграл он достойно. Кусикьянц Безрукова — это именно Кусикьянц, не Есенин, не Высоцкий и уж тем более не актер, рекламирующий «Совкомбанк».

    Безусловно, кино, как и жизнь, это искусство возможного. Да, очень сложно делать фильм о спортсменах, тем более о боксерах, основанный на реальных событиях. Но пример знаменитого фильма Майкла Манна «Али» или малоизвестного нам шедевра финского режиссера Юхо Куосманена «Самый счастливый день в жизни Олли Мяки» доказывает, что в искусстве нет задач, не имеющих решения. Просто нужны добросовестность и талант. Фильму «Мистер Нокаут» в этом смысле, к сожалению, не повезло.


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»