Комментатор «Матч ТВ» Тимур Журавель провел прямой эфир в Instagram, в котором ответил на вопросы главного редактора «Спорт День за Днем» Ивана Жидкова. Обсудили специальные репортажи, новые проекты, киберфутбол, Александра Лукашенко и многое другое…
Подписывайтесь на наш инстаграм – то ли еще будет!
Зенитовский дед и Ежик против Кефира
– Ты совсем не изменился с момента нашего знакомства в 2005 году.
– Помню – в Марбелье. Это был сбор «Зенита» с Властимилом Петржелой. Кажется, петербуржцы еще принимали там участие в турнире Copa del Sol, в котором еще играл «Шахтер» Мирчи Луческу. В «Зените» уже вовсю зажигала «банда» Владислав Радимов-Андрей Аршавин-Владимир Быстров. Была еще феерическая история с Александром Спиваком, который сначала не попал на те сборы: команда летела в Испанию с пересадкой в Париже и Спивак так «устал», что не попал на рейс до Малаги. Радимов потом рассказывал, как просил Сашу подойти к главному тренеру и извиниться за недоразумение. «Спивак выслушал все внимательно и 5 пива как дал»! Эта фраза для меня стала мемом. Помню, еще был эпизод, когда Аршавин, Быстров и Радимов смотрели какой-то матч, и Влад просто издевался над Быстриком. Реально бил его. Даже хлопнуть по-дружески в плечо – это было нечто. На руке сразу возникал синяк. Я никак не могу понять: как Быстров это терпит? Казалось, что Радимов был «дедом» и часто позволял себе лишнее!
– Пишущие и снимающие редко пересекаются, но еще мы ездили на матч ПСВ – «Гронинген» в 2007-м.
– Я запомнил тот матч по одному эпизоду. Тренировал эйндховенский клуб Рональд Куман и в концовке матча местный болл-бой очень быстро кинул мяч футболисту «Гронингена». Куман сорвался со своего места и «напихал» ему. Я был шокирован тем, как главный тренер устраивает выволочку пацану.
– Недавно посмотрел твой спецрепортаж про Мохамеда Салаха, и ты меня буквально «укачал» своей камерой…
– Да мы сами всерьез «укачались»: ездили в Египте по плохим дорогам, были в таких местах, где снимать запрещено. Пришлось прибегнуть к помощи «подвижной» камеры, хотя лично я этого не люблю. Но другого выхода не было.
– Я телевизор очень редко смотрю, но на фильм про Салаха плотно «залип». Не знаю, рискнул бы я, оказавшись на твоем месте, посетить Каир… Расскажи, как ты снимал там?
– На самом деле это был мой бекстейдж. Там снимали два оператора для красивого репортажа, с постановочными кадрами. Занимался им мой коллега. А я просто бегал с ними и параллельно снимал что-то для себя, ради баловства. Это была многогранная история, из которой родились два полноценных фильма.
– Расскажи о своем новом проекте «Викторинище».
– Нет, это не мой эксклюзивный проект. Я просто подбил ребят выложить видео на своем ютуб-канале. Во время карантина, когда нам стало нечего делать и мы жутко соскучились друг по другу, решили размять мозги. Сыграли в зуме уже три игры. Между собой называли их «Что? Где? Когда?». Но Георгий Черданцев в своем стиле предложил название «Викторинище». Он задает вопросы об истории чемпионатов мира по футболу, которые взял их своих же книг по данной тематике. Когда я смонтировал первую программу и показал ребятам, они сказали, что это не эфирный вариант из-за большого количества лишних телодвижений в кадре. К следующему выпуску мы уже подготовились, исключили ненормативную лексику, записали «чистовую» версию и разместили ее в сети. Это наше карантинное развлечение, чтобы не сойти с ума от безделья. Это познавательно, местами весело. Хорошо, что люди это посмотрели.
– Но тебе ведь, наверное, даже сейчас некогда сходить с ума от безделья…
– На самом деле наша настоящая востребованность сейчас связана исключительно с киберфутбольным турниром «Кубок Матч ТВ», который мы комментируем. Работали в паре с Сергеем Кривохарченко уже три дня и удивлялись тому, какие кипят страсти среди участников. Для меня это оказалось открытием. Матч «Ежик против Кефира» вообще, оказывается, сводит с ума все киберфутбольное пространство.
Заимствованный велосипед и «Что? Где? Когда?»
– Как продвигаются дела на «Открытом показе»?
– На протяжении полутора последних месяцев это была очень интенсивная и интересная работа. Вокруг проектов крутилось много слухов, которые не соответствуют действительности. За основу мы взяли программу Гари Нэвилла «Soccer Box» на британском ТВ. В переводе на русский – что-то типа «Футбольной ложи». Причем должна сразу возникать ассоциация с кино. Я долго смотрел этот проект и думал: когда же я смогу сделать нечто похожее? Во время Кубка Париматч Премьер в Катаре мы с коллегами уже вместе попали на «Soccer Box». Дмитрий Шнякин предложил: а давай сделаем похожую историю и на «Матч ТВ»! Вдруг возник коронавирус, весь футбол на встал на паузу, и я быстренько подсуетился с реализацией этой идеи. При этом сразу понял, что нашим Гари Нэвиллом обязательно будет Андрей Аршавин. Выбор был очевиден: он обо всем спрашивает напрямую, у него сумасшедшая телевизионная реакция, быстро и с юмором реагирует на текущий разговор. Я бы даже сказал, что по разговорным качествам на ТВ он оставляет Невилла далеко позади себя. Нам удалась качественная адаптация. В тот момент мы просто поняли, что это надо делать!
– Но ведь иногда необязательно изобретать велосипед, а просто адаптировать его под себя…
– На самом деле тут нет никакого ноу-хау! Что может быть проще: два футболиста смотрят футбол и разговаривают. Главное ведь в другом. Важно, чтобы нашелся человек, который мог бы этот разговор выстроить и вести себя адекватно формату. Аршавин – это стопроцентное попадание.
– Когда вы снимали с ним кино в Лондоне, где ходили по местам его боевой славы, Андрей рассказывал очень потешные истории. Например, про Юрия Жиркова, который летал в Москву просто для того, чтобы посидеть в ресторане, а к вечеру возвращался. Аршавин все с первого дубля исполнял?
– Конечно с первого! В этом и есть смысл документалистики. Снятый дубль должен быть единственным. Чем крут еще Аршавин, так это тем, что он в хорошем смысле «мальчиш-плохиш». Важно, что Андрей в этом невероятно искренен. Он настоящий и не пытается быть кем-то, кем не является. Именно в этом его «настоящесть». Все съемки в Лондоне давались легко, потому что Андрей был собой. Куда хотел, заходил, залезал, кого-то посылал, а кому-то раздавал автографы… Никаких дополнительных дублей для этого и не нужно. По-моему, мы в 11 вышли из отеля, а в 7 вечера сели там же за ужин, отсняв весь материал.
– Какой главный хайлайт из «Открытого показа» можешь вспомнить?
– У Быстрова с Аршавиным весело получилось. Они на одной волне, поэтому подколы были хорошие. Например, про дриблинг коленями и футболку на три размера больше… Было много занимательных деталей, которые возникали совершенно спонтанно. Но «бомбовая» программа у нас еще все-таки впереди. Даже две! Мы ждем приезда Радимова. Обещал рассказать про «лишнего» легионера, про КДК… Будет резать правду-матку. Вообще, очень круто, что все, кого мы приглашаем, уже видели программу в эфире. Они знают, как она выглядит, понимают, о чем в ней идет речь.
– Какой матч Радимов собирается смотреть?
– Конкретной игры не будет. Обычно мы ведь берем какие-то знаковые этапы карьеры и их набрасываем в виде видеофрагментов разных матчей. Точно будет первый гол Радимова за ЦСКА в 1993 году, Евро-96, «Крылья Советов», его знаменитый жест, адресованный Герману Ткаченко… Причем он, как и Аршавин, не «играет»: он такой, какой есть. Задиристый, вспыльчивый, неуравновешенный, эмоциональный, острый на язык. Первый опыт комментария у него был с давным-давно Василием Уткиным. Тогда Влад еще был действующим футболистом и продемонстрировал сумасшедшую реакцию в телевидении. Это тоже роднит его с Аршавиным. Многие до сих пор вспоминают, как однажды в интервью на вопрос о том, как команда собирается забивать, Радимов ответил: как-как, ногами! Короче, Влад «жег» всю карьеру, поэтому будет, что обсудить. Планируем сделать два выпуска: дозенитовский период Радимова, и его петербургские приключения
– Оцени собственную вовлеченность в «Идеальную команду»…
– Это как и история с «Открытым показом»: идея давно лежала в загашнике и ждала какой-то паузы. Когда постоянно идет какой-то футбол реализовать подобные идеи невозможно. Мы опять же сидели вместе со Шнякиным и он говорит: «Я давно вынашиваю проект, в котором к нам в студию приходил бы игрок собирал свою идеальную команду из тех футболистов, с кем он вместе играл». Я парировал тем, что в таком случае не будет драйва: полемики, спора… Те же англичане в рамках своих эфиров делают рубрику, в которой два футболиста спорят, собирая свою идеальную команду. Я предложил сделать похожий батл, но чтобы было две команды, из которых гости собирали бы одну. Мы вспоминаем крутых персонажей, в том числе незаслуженно забытых, и при этом выбираем на каждую позицию лучшего из двух кандидатов. В этом формате можно реализовать множество разных прикольных жанров. И возникшая пауза помогла нам. Мы быстро все утрясли с руководством, и за несколько дней сделали студию и записали первый выпуск «Россия-2007 против России-1999». Это действительно программа, сделанная из ничего – каша из топора. Но, по-моему, получилась задорная штука. Она позволят вспомнить интересных игроков и поспорить на извечную тему «кто сильнее?». Я всем доволен. Единственное, что напрягает, это сложность с приглашением гостей в условиях самоизоляции. Приехать в Останкино бывает не всем удобно. Удаленно записывать эту программу мы не можем, хотя и думали над этим. Живой спор на удаленке – это вряд ли.
– Назовешь свой вариант идеальной команды?
– Я далек от идеи выбирать для себя лучших игроков, любимых, или определять кумиров… Когда мне говорят, что я ни черта не понимаю в футболе, то отвечаю, что и не должен понимать в футболе. Я телевизионный работник, который рассказывает про футбол. Я не эксперт в футболе. Все футбольные эксперты на «Матч ТВ» сами играли на высоком уровне в футбол. Поэтому воздержусь от оглашения идеальной команды. Не могу даже похвастать тем, что был фанатом какого-то игрока, фотографиями которого была увешана вся моя комната.
– Но что-то ведь тебя привлекло в это дело?
– У меня в шкафу есть тетрадка из детства, в которой я конспектировал чемпионат мира по футболу 1990 года. Мне кажется, что любой человек, «залипающий» на футбол, начинает следить за ним именно с чемпионата мира. Итальянский турнир был для меня первым серьезным увлечением. Я записывал все результаты, рисовал флаги стран… Это было полным безумием. Потом появились альбомы Panini… Это было настоящим «срывом башки». Нужно было все собрать, все записать, посмотреть и т. д. Такие темы мне были интересны, а не какой-то конкретный игрок или персона.
Разбиться в лепешку ради РПЛ
– Ты – фанат Австралии. В марте «Матч ТВ» только приобрел права на показ матчей футбольного чемпионата этой страны, но случился облом в связи с карантином. Ты хотел бы комментировать А-Лиги?
– Наверное, все-таки нет. Мое отношение к Австралии – это миф, который инспирировал Александр Головин со sports.ru. Он позвонил в январе перед стартом теннисного турнира и попросил рассказать о моих поездках в Мельбурн. Спросил – ты же фанат Австралии? Я ответил: ну ок, давай буду фанатом Австралии. Мне действительно там очень понравилось. Я был там дважды. Но я не могу сказать, что это страна, в которой я хотел бы жить. Все-таки Австралия далековато от остального мира. А уровень футбола, мне кажется, там достаточно низок. Вот австралийский футбол – это круто. Его бы я посмотрел. Я ничего в нем не понимаю, но снимал однажды там тренировку одной из команд и был крайне впечатлен. Играют на дебильном овальном поле, рубятся как в регби… Какая-то непонятная смесь американского футбола и классического футбола. Очень экзотично.
– Какие самые ужасные места ты посещал?
– Наверное, Египет. Как раз во время съемок фильма про Салаха. В Каире ведь почти нигде нельзя снимать. И как только операторы выставили камеры на площади Тахрир, к нам сразу подошел полицейский и приказал сворачиваться. Это несмотря на то, что у нас были все разрешительные бумаги. Он посмотрел на них и сказал: «Окей, можете снимать, но только не на Тахрире, потому что для этого нужна еще одна разрешительная бумага. Но я выкрутился из этой ситуации, поскольку маленькой камерой гоу-про, которую я обычно и использую, там можно снимать. Просто надо «закосить» под туриста. А самое днище – это деревня Салаха. В ней иностранцы реально воспринимаются как инопланетяне. С нами люди фотографировались, брали автографы, разглядывали наши телефоны… По нашим меркам – настоящая бессмыслица. Еще мы потеряли какое-то безумное количество времени в военных комендатурах, где получали разрешения на съемку и вооруженную охрану.
– Баку удачное место для международного футбола?
– Было ошибкой со стороны УЕФА отдавать ему финал Лиги Европы. Не было атмосферы, не было болельщиков… Могу признаться, что мы с Аршавиным в комментаторской кабине на стадионе даже немного растерялись от такого антуража. К тому же, игра была по большому счету – так себе. Все оказалось против нас, и мы не смогли выкарабкаться из ситуации. Евро-2020– это совсем другой формат. Уверен, что все будет хорошо. Но Баку точно не для финала!
– Мера ответственности футболиста на поле в большом финале и комментатора, работающего на решающей игре, каким-то образом коррелируется?
– Мне рассказывал Юрий Розанов, отработавший финал чемпионата мира 2006 года, что ничего не помнит из того, что говорил в том репортаже. Мы разговаривали с ним на следующий день. Гигантский стресс и прилив эмоций отрубает что-то в голове.
«Наши клубы отходят от сути спорта»
– Как ты относишься к тому, что первой вернется Бундеслига среди топ-чемпионатов?
– Я доверяю немецкой дисциплине и их умению поставить дело. Там будут и тесты на коронавирус, и карантинные заезды на клубную базу, и ограничительные меры по количеству людей на стадионе… Если немцы за это берутся, то я уверен, что у них все получится. Так как они, конечно, никто не сделает: ни испанцы, ни итальянцы, ни мы. Но если в России 15 мая примется решение об очередном переносе перезапуска РПЛ в то время как в тот же день стартует Бундеслига, будет непонятным.
– Тем более, позиция РФС по остановке чемпионата, кажется, не принимается большими российскими клубами…
– Я ориентируюсь на ту информацию, которая есть у коллеги Нобеля Арустамяна, на то, что сообщали некоторые СМИ. Поскольку у нас нет футбола как бизнес-индустрии, в которой каждый считает деньги, имеет конкретный интерес, то отклика не видно. Такая позиция у большинства клубов как раз и подтверждает отсутствие индустрии.
– Это ведь говорит о расколе внутри ассоциации клубов?
– Так или иначе – это деление на топ-клубы и все остальные. Сидящие на бюджетных вливаниях команды вообще решают совсем другие задачи. Поэтому я ничуть не удивлен. Поэтому совершенно логично, что они все хотят закончить и чем бы то ни было заниматься. Но в целом это плохо для футбола. – Как на твой взгляд разрешится ситуация? – Я верю в здравый смысл. Однако есть пример ФНЛ, где все остановилось. Несмотря на казус «Армавира», равное количество очков у некоторых участников, несмотря на то, что не решен вопрос выходящими в РПЛ и вылетающими из ФНЛ…
– Но так ли важно ориентироваться на ФНЛ?
– Я хочу, чтобы были исчерпаны все возможные ходы. Нельзя выводить команды в РПЛ по тому положению, которое есть сейчас. Ответственные люди должны детально все продумать и придумать рабочий вариант. Это может быть мини-турнир, стыковые матчи, что-то еще… Проще всего «захолдить» таблицу. Но ради чего такая работа? Мы отходим от спортивного принципа и сути футбола.
– Какие личные планы тебе пришлось изменить в связи с карантином?
– Я должен был ехать в Англию, чтобы сделать два фильма про Лондон, как главный город Евро-2020. И в историческом контексте, и в гидовском. Короче, документальный мини-сериал. То, что мне больше всего нравится. Пожалуй, это единственное, что «слетело».
– Как относишься к тому, что творит Александр Лукашенко?
– Как можно относиться к человеку, который не видит вирус в воздухе, а потом говорит про трактор и водку? Он либо гениальный манипулятор, либо не знаю кто. Белоруссия живет в своем мире, который поход на антиутопию. Такое безразличное отношение к собственному населению – это что-то не из нынешней реальности.
– Зато там не все сидят на попе ровно, и футбольный чемпионат продолжается...
.– Да, это единственный в мире «живой» футбол. На фоне того, что у нас конечно много повторных трансляций, ретро-матчей в эфире, собственных программ, в плане контента, для «Матч ТВ» белорусский чемпионат – глоток того самого «лайф-спорта». Уверен, что несмотря на критику некоторых персонажей мы сделали все правильно, купив на него права. Там много знакомых российским болельщикам игроков, выступавших в РПЛ. Соседняя страна…
– Хотел бы ты работать пресс-атташе какого-нибудь клуба?
– Однозначно нет. Эта работа с журналистикой связана очень опосредованно. Я вообще считаю, что это «собачья» работа. Именно в России, где нет отлаженной футбольной индустрии. Особенно это заметно, когда пресс-атташе пытаются максимально угодить начальнику и обрезать все контакты с неугодными журналистами. По деньгам, возможно, что-то можно выиграть, но в плане реализации тебе никто и ничего сделать не даст. Этот тренд потихоньку меняется. Яркий пример – Антон Лисин. Все-таки есть креативные ребята, способные создавать высокое качество.
Читайте также