Заслуженный тренер России Татьяна Мишина в интервью «Спорту День за Днем» рассказала о работе школы «Звездный лед», талантливых юниорах и соперничестве между Петербургом и Москвой.
– Как часто вы проводите набор в свою группу?
– Отбора как такового пока нет. Бывает, спортсмен сам просится в группу. Обычно это происходит весной или в начале лета, где-то в середине сезона – уже навряд ли. С новым учеником все-таки надо пройти базовую подготовку, какие-то специальные упражнения поделать.
– То есть прийти на специально организованный отбор и попасть в вашу школу нельзя?
– У нас сейчас нет такой группы и такого количества льда, как, например, у Тутберидзе, чтобы набирать детей. Мы и тех, кто у нас сейчас катается, стараемся делить, чтобы не мешать, когда Семененко и Лутфуллин тренируются. Происходит разделение, чтобы не было столпотворения на льду. Но перспектива в дальнейшем набирать детей есть. Всегда нужно готовить новых ребят, но для этого нужно сделать специальный шаг. У нас сейчас и Софья Самодурова тренирует – хорошо влилась, ей нравится. Так что планы есть.
Татьяна Мишина и Роман Хамзин. Фото: Федерация фигурного катания Санкт-Петербурга.
– Ваша группа продолжает сотрудничество со школой-студией Бориса Эйфмана?
– Да, мы продолжаем сотрудничество. Например, с хореографом Елизаветой Навиславской. Она считается специалистом по актерскому мастерству. Она очень много работала с Лизой Туктамышевой. У нее была индийская программа, и это был просто шедевр. У нас и классику ведет хореограф, которая тоже из школы Эйфмана. У нас хороший контакт и выход на эту школу. Если надо проконсультироваться по программам, Алексей [Николаевич Мишин] часто их специалистов приглашает на просмотр. Они и в прошлом году приходили. От них порой бывают очень интересные рекомендации по актерскому мастерству. Умный фигурист воспользуется.
– В прошлом году в своей группе вы выделяли таких юных фигуристов, как Агата Петрова, Соня Шепелева и Роман Хамзин. На кого нам стоит обратить внимание в этом году?
– На Агату, Соню и Романа нужно обязательно обратить внимание и в этом году. А также у нас с весны появилась Маргарита Качанова. Тоже очень эффектная девочка. Прыгает легко, хорошо вращается, красиво катается – подает надежды. Все они на стадии изучения четверных. Пока еще не прыгают, но учат.
София Шепелева. Фото: Наталья Понарина.
– Уже несколько лет в мужском одиночном доминируют питерские фигуристы, но в женском, в том числе на юниорском уровне, ситуация другая, здесь лидируют московские школы. Сможет ли эта ситуация измениться в ближайшее время?
– Конечно, у нас появляются единичные фигуристы, которые тоже владеют четверными прыжками, но все-таки в Москве больше приток фигуристов – туда чаще приезжают спортсмены из других регионов. Сейчас девочки взрослеют. Посмотрим, кто из них сможет сохранить четверные прыжки в старшем возрасте. Борется Питер, конечно, борется. У всех стоит задача по четверным прыжкам и тройному акселю. Но когда это в стадии разучивания, говорить, кто это делает, пожалуй, рановато. Пытаться может любой, а когда будут стабильные выезды, это уже будет другая картина.
– В целом есть ли реальная конкуренция между питерскими и московскими школами или это только на уровне болельщиков?
– Конкуренция между Петербургом и Москвой существовала всегда. Это были соревнования и между школами, и между конкретными тренерами. И Питер не отставал, хотя у Москвы действительно больше фигуристов и школ, то есть выше шанс вырастить сильного спортсмена. Я думаю, эта конкуренция уже навечно.