Вчера в начале ответного матча 1/8 финала Лиги Европы «Зенит» — «РБ Лейпциг» — 1:1 нападающий Александр Кокорин получил разрыв крестообразных связок.
Главный врач московского «Динамо» Александр Ярдовшили в разговоре с корреспондентом «Спорта День за Днем» рассказал о нюансах и сроках восстановления от травмы.
— Сколько может занять восстановление при самом благоприятном исходе?
— Дело не благоприятном исходе, есть определенные физиологические нормы восстановления от таких травм. И после аутопластики (замена поврежденных частей тканейпутем пересадки других частей того же самого организма.— «Спорт День за Днем»), а ее, надеюсь, сделают в ближайшие дни, реабилитация идет поэтапно. И последний этап восстановления идет порядка пяти месяцев. Это тот минимальный срок, после которого можно говорить о том, что футболист может начать тренироваться полноценно. Раньше не бывает. Новая связка должна полностью адаптироваться. А дальше — как Кокорин будет набирать форму, у одних футболистов это занимает шесть месяцев, у других — семь, и так далее. Все индивидуально, зависит от особенностей организма, от проведенной операции, грамотности восстановительного процесса. Надеюсь, что Саша поправится в минимальные сроки — а это пять-шесть месяцев. Сейчас медицинский штаб «Зенита» определяется с местом операции, она пройдет в течение одного-двух дней. Скорее всего, это будет в итальянской клинике «Вилла Стюарт», проведет профессор Марияни.
— Эту травму можно было предвидеть, предугадать и избежать?
— Никак такие травмы нельзя предвидеть. Механизм такой — Кокорин выпрыгнул в единоборство в воздухе, приземлился на ногу. Произошла ротация, движение корпуса вперед, колено ротируется и связка рвется. Это чистый механизм повреждения связки. Это нельзя предвидеть. Все произошло за одну секунду. Связки не выдерживают и разрываются. Это типичная футбольная травма, анатомическое повреждение передней крестообразной связки, которая практически отвечает за все движения в коленном суставе.
— Значит, может пострадать любой футболист, независимо от физических кондиций?
— Это не имеет значения. Такую травму может получить совершенно здоровый футболист. Все произошло за одну секунду. И диагноз Кокорина был виден по телевизору.
— Почему в последнее время в РФПЛ так часто случаются эти травмы?
— Дело не в чемпионате России. Это происходит во всех чемпионатах. Объяснение очень простое — запредельные нагрузки и скорости футбола, запредельные единоборства. Футбол изменился за последние 10—15 лет. Все проходит на высочайших скоростях. Возникают колоссальные нагрузки на опорно-двигательный аппарат. И как следствие — происходят нарушения анатомического строения, разрывы. Да, у нас эти травмы прошли подряд, они выпали на игроков сборной, три игрока повредили крестообразные связки (Виктор Васин, Георгий Джикия, Александр Кокорин, — «Спорт День за Днем») Это печальное совпадение.
— Говоря откровенно, сказывается ли такая травма в перспективе, на качество игры? Ведь часто футболисты говорят: «после травмы я вернусь более сильным». Такое возможно?
— Сейчас спортивная медицина находится на высочайшем уровне. Раньше — да, изменения были. Падала скорость игроков, возникали проблемы психологии. Сегодня это практически отсутствует. Сейчас появилось много специалистов, которые работают именно с этими игроками. Как правило, 95% футболистов приходят к той норме, которая была до травмы.