• Зачем Ла Лига торгует собой?

    Некоторые матчи стартующего завтра чемпионата Испании пройдут за рубежом

    17.08.18 18:57

    Зачем Ла Лига торгует собой? - фото

    Фото: AP

    За день до старта нового сезона испанская Ла Лига объявила о том, что уже по ходу него один из официальных матчей чемпионата страны пройдет на территории США или Канады. Вообще же соглашение с группой Relevent Sport, занимающейся этим масштабным проектом, рассчитано на 15 лет.

    Прописку потеряли

    То, что в XXI веке между футболом и жесткой коммерциализацией можно смело ставить знак равенства, уже никого не удивляет. И все-таки оставались какие-то незыблемые принципы, которые, как казалось, не должны оказаться нарушенными. Одним из них было проведение матчей европейских топ-чемпионатов в своих странах без каких-то «выездных гастролей». Матчи за Суперкубки европейских стран регулярно проводятся «на выезде» еще с конца 20-го века. Но ровно 10 лет назад, в 2008 году, впервые прозвучала безумная идея, что официальные игры национальных чемпионатов Топ-5 могут проходить и вне национальной привязки. Тогда руководители английской премьер-лиги стали рассуждать о проведении 39-го тура в Северной Америке и Азии, но до решения тогда дело не дошло. Подумалось, что «национальную прописку» чемпионатов отстоять удастся.

    Однако с 2013 года компания Relevent Sport организовала International Champions Cup, турнир, по сути состоящий из серии товарищеских игр, только с серьезной финансовой подпиткой для клубов. Европейские гранды обкатывали молодежь, путешествовали по миру, получали прибыль, а азиаты и американцы приходили на стадионы «посмотреть звезд своими глазами», потратить деньги на атрибутику и еду на стадионах. Эта система оказалась такой выгодной для всех, что если в 2013 году в International Champions Cup принимало участие только 8 команд, то в 2018 их оказалось уже 18. Причем, несмотря на то, что в названии турнира фигурирует слово «международный», правильнее было бы назвать его «европейским», ведь ни одного клуба с других континентов в нем представлено не было. Самое же главное достижение организаторов состояло в том, что помимо отдельных матчей, прошедших в Старом Свете, большинство встреч состоялось на 15 разных стадионах в США, еще три игры принял Сингапур.

    Это не футбол. Это бизнес

    Но это был только пробный камень от Relevent Sport. Настоящую атаку они готовили на испанский футбол и провели ее очень быстро, четко и без лишней шумихи. Пока фанаты «Севильи» возмущались, что их лишили возможности посмотреть один из матчей за Суперкубок страны на домашнем «Рамон Санчес Писхуан» (традиционно этот микро-турнир состоит из двух матчей дома/на выезде, а сейчас его перенесли в марокканский Танжер, уместив в одну встречу), готовилось куда большее вероломство. Relevent Sport и Ла Лига подписали соглашение, которое предполагает проведение нескольких матчей чемпионата Испании на территории США и Канады. Причем в этих играх будут принимать участие «Реал» и «Барселона», а первый матч пройдет уже в рамках стартовавшего в эти выходные сезона.

     

    «НБА и НФЛ уже проводят матчи за пределами страны, почему бы Ла Лиге не сделать то же самое? Важно развивать наш бренд», — заявил президент Ла Лиги Хавьер Тебас. Ключевые слова! Все вокруг бренда на экспорт, а не местных болельщиков условной «Уэски» или «Леванте». Когда этим командам придется играть с «Реалом» где-то в Майами, они станут чем-то вроде «Вашингтон Дженералс» для «Гарлем Глоброттерс». Сравнение с американскими лигами, которое приводит Тебас, как раз и указывает на шоу-элемент, всегда присущий заокеанскому спорту и уже почти захвативший нынешний европейский. Последствия решения Ла Лиги пока сложно полностью оценить, но «ящик пандоры» открыт, и теперь большие клубы и из других лиг ринутся за американскими и азиатскими деньгами, мечтая продать собственную идентичность. В Англии уже вновь оживились разговоры о «39-м туре», в Италии рассуждают о проведении за рубежом финала Кубка. Объективную же оценку без эмоций дал главный тренер «Тоттенхэма» Маурисио Почеттино: «Зарплаты игроков и тренеров растут, нужны новые деньги. Это не футбольное решение, а большой бизнес, где ищут источники новых доходов».


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»