Фото: РИА Новости
Если в мировом хоккее и возможна революция, то ее центром станет Петербург. И вот почему…
Десять лет спустя
Первый месяц 2013-го войдет в историю ледовой игры. Расклад сил в мировом хоккее — как минимум на ближайшее десятилетие — прояснился. Переворота не случилось. НХЛ по-прежнему остается лигой номер один, не имеющей себе равных на планете. Можно долго спорить, смогла ли Континентальная лига разыграть локаутную карту самым верным способом. Поезд уже ушел. И все же североамериканская забастовка пошла нам на пользу, серьезно сократив дистанцию между лигами-конкурентами. Например, Илья Ковальчук вполне допускал, что может не вернуться в «Нью-Джерси» и остаться в СКА. Можно ли было представить подобное лет десять назад? Глядишь, еще через десятилетие новые Ковальчуки после очередного энхаэловского локаута и останутся на родине... Главное, не сбавлять оборотов — тому же Петербургу. Ведь финансовые возможности армейского клуба — необходимое, но отнюдь не достаточное условие успеха. В той же столице на хоккей, даже со всеми звездами, народ не спешил. А в питерском Ледовом — и до, и после энхаэловцев — собирались аншлаги. И если уж перевороту в мировом хоккее быть, то центром его должен стать Петербург. В эту «холодную войну» Питер в качестве серьезного игрока ввязался еще в октябре 2010-го. Тогда СКА, разобравшись в выставочном матче с «Каролиной», оказался единственным европейским клубом, одолевшим североамериканцев. Последние сильно разозлились…
Такая уж у города на Неве судьба — менять историю. Родит ли колыбель трех революций четвертое, хоккейное «восстание»? Почему бы и нет. Если через десять лет в случае нового локаута (а когда срок действия коллективного договора в Северной Америке истечет, такой поворот более чем вероятен) Владимир Тарасенко, ставший к тому времени одной из главных звезд НХЛ, вернется в Петербург, расклад может быть совсем иным. Накушается Володя энхаэловских гамбургеров и поймет, что русские пироги ничуть не хуже. Все ведь со временем приедается. Кови говорил, Тарасенко сделает, и — пойдет-поедет, из Нового Света в Старый! Не исключено, кстати, что в городе на Неве появится и более вместительный хоккейный дворец — тысяч на двадцать зрителей. В отличие от той же Москвы в Петербурге он точно будет востребован.
Под финским одеялом
В общем, при правильной постановке дела клуб «питерских коней» может стать столицей мирового хоккея, этакой штаб-квартирой «нью-НХЛ», а ведомство Бэттмена превратится в «старые Васюки». Пока же Питер делает уверенный шажок на этом большом пути. Серьезная работа по достижению промежуточной, но важной цели — первой в клубной истории победы в «регулярке» и завоевания Кубка Гагарина — была сделана именно в январе. Перестроечный месяц получился трудным вдвойне. Перед Новым годом Юкка Ялонен вернул СКА на высоту Ржиги — на первое место в чемпионате. В январе же финн догнал чешского предшественника и по другому показателю, характеризующему зрелищность игры команды. Армейцы вновь вышли в лидеры турнира по количеству заброшенных шайб, причем сделали это уже без помощи суперсвязки Ковальчук — Тарасенко. Уехал за океан и главный страж армейских ворот Бобровский, но СКА и без Сергея продолжил подниматься в рейтинге команд с самой надежной обороной.
При Ржиге питерцы пропускали прилично. Прежняя тактика СКА напоминала короткое одеяло: накрыв «голову» (читай — уделив основное время атаке), пан Милош оставлял мерзнуть «ноги» (приносил в жертву защиту собственных ворот). Чех лишь пожимал плечами, дескать, одеяло-то коротко: если хотите, чтобы команда реже «горела» в обороне, то должны быть готовы к потере атакующей яркости.
Между тем Ялонен это же самое одеяло (серьезного усиления состава Юкка до вчерашнего дня ведь так и не получил) растянул. Использовал скрытые резервы. Как результат — СКА сегодня забивает столько же, сколько и при Ржиге, а пропускает заметно меньше. По итогам января армейцы лучшие в лиге практически по всем показателям — по набранным очкам, по заброшенным шайбам, по реализации большинства и нейтрализации меньшинства. По пропущенным же голам СКА — четвертый, но здесь вниз команду тянет обилие шайб, залетевших в ее «рамку» еще при Ржиге (за период правления Ялонена СКА нет равных и в защите).
Новый Ковальчук
Поднимается команда и в рейтинге самых дисциплинированных: с приходом финна удалений у армейцев (история со срывом Артюхина — исключение из правил) заметно поубавилось. Ну а тот факт, что в качестве шестого полевого игрока армейцам активно помогают болельщики Ледового дворца, подтверждает лидерство СКА по очкам, набранным в родных стенах (для сравнения — по части игры на выезде армейцы в КХЛ лишь третьи, уступая «Авангарду» и одноклубникам из Москвы). Держа в уме этот момент, дружине Ялонена было особенно важно добиться преимущества своей площадки во всех раундах плей-офф. А его, как известно, дает победа в «регулярке», которая не только приятна, но и очень полезна.
Помимо всего прочего в январе СКА совершил еще один важный шаг, резко повысивший шансы клуба в плей-офф. Лишившись Ковальчука, Тарасенко и Бобровского, армейцы подыскали звездам замену. Пожалуй, учитывая выбор на трансферном рынке, СКА сделал самые разумные покупки. С приходом финского центрфорварда Теему Рамстедта, чьи главные козыри — умение выдать классную передачу и грамотно прикрывать тылы, — прекрасно известны Ялонену, развязались руки у Тихонова. Теперь Виктор может переместиться с центра на любимый фланг, где он намного полезнее, и больше времени уделять созиданию. Иван Касутин, имевший в скромном «Витязе» практически такой же процент отраженных бросков, что и Бобровский в звездном СКА, должен заменить Сергея с минимальной потерей в качестве. Ну а Михаил Варнаков постарается стать для Питера новым Ковальчуком. 27-летний сын великого горьковского форварда Варнакова в «Торпедо» прогрессировал с каждым сезоном. В момент перехода на новый уровень, то есть в СКА, он по статистике входил в десятку лучших бомбардиров и снайперов КХЛ. Выше Михаила сразу в обоих рейтингах — из тех, кто продолжает играть в нашем чемпионате, — лишь двое «мэтров»: Сергей Мозякин да Александр Радулов. Словом, по статистике, Варнаков — в числе трех сильнейших форвардов-универсалов, одинаково полезных как в завершении атак, так и в подыгрыше. Кстати, к разговору о конкуренции КХЛ с НХЛ: по мнению звездного нападающего «Каролины» Александра Семина, Варнаков спокойно бы заиграл за океаном. Предложения из НХЛ у Михаила вскоре наверняка бы появились, но он выбрал Питер, в котором, будем надеяться, задержится надолго. И это — еще одна январская победа СКА.
Золотая молодежь
Артемий Панарин, также пополнивший армейские ряды «на флажке», еще год назад считался третьей по силе молодой звездочкой России — после Тарасенко и Кузнецова. В последнее время Артемий, увы, чуть сбавил обороты. В СКА у бывшего «витязя» Панарина появится новая мотивация. Если не сейчас, то когда Панарину доказывать свой класс? Ялонен, кстати, с молодежью работать умеет: при финне прибавили Бердюков с Бурдасовым. Не должен затеряться у Юкки и Панарин — еще один представитель нашей золотой «молодежки».
Наконец, перед самым закрытием трансферного окна СКА сделал еще один ход. Многие как-то позабыли, что с завершением локаута клуб потерял еще и Криса Летанга, который, несомненно, усилил бы армейскую защиту. «Летангом» для Питера стал Александр Осипов, выменянный у «Атланта» на Глеба Клименко. У Осипова общего с Крисом немало: оба праворукие, обладают хорошим броском, умеют выдать умный пас и хороши в жестких единоборствах. Даже игровые номера у Александра и Криса соседние — соответственно 57-й и 58-й. С Востока на Запад Осипов передвигался постепенно, по ходу текущего сезона проследовав по замысловатому маршруту Хабаровск — Казань — Мытищи — Петербург. На Дальнем Востоке Осипов был одним из кумиров местных болельщиков. Вообще такие самоотверженные игроки нравятся зрителям, а потому Александр должен быстро завоевать симпатии и питерской публики. Если, конечно, пробьется в состав, ведь конкуренция в защитной линии СКА как никогда высока.
Что же до Глеба Клименко, то логику расставания с ним понять несложно. Глеб — прирожденный снайпер, но на эту роль приглашен Варнаков, который как минимум стабильнее. Судя по всему, то обстоятельство, что Клименко умеет «выстреливать» в плей-офф, Ялонен и армейское руководство посчитали незначительным, а Осипова в данной ситуации — бойцом более важным.
Зато в Мытищах Клименко встретится со старым другом — экс-армейцем Алексеем Петровым. А вдвоем они могут поймать кураж. И сделают все возможное, чтобы встретиться с остальными питерскими друзьями — в первом раунде плей-офф.