Два первых места на чемпионате Европы заняли ученицы Этери Тутберидзе. В подобной ситуации любой тренер минут двадцать говорил бы с журналистами в смешанной зоне после завершения соревнований, но у Этери Георгиевны большие обиды на акул пера. Когда ее попросили дать небольшой комментарий, она с очаровательной улыбкой ответила: «Вы верите в это?»
Воспользовавшись тем, что лучший тренер России по итогам 2017 года отошла, корреспондент «Спорта День за Днем» попробовал выведать некоторые секреты группы Тутберидзе у Даниила Глейхенгауза. Он не только постановщик программ Алины Загитовой и Евгении Медведевой, но и ассистирует главному тренеру группы вместе с Сергеем Дудаковым во время занятий на льду.
Алина и Женя катаются вместе
— Как внутри вашей группы воспринимают дуэль между Евгенией Медведевой и Алиной Загитовой?
— Подобного противостояния в фигурном катании не было со времен Евгения Плющенко и Алексея Ягудина. Я сам на нем вырос. Главное, что за «золото» борются две российские спортсменки.
— Главный на сегодняшний день эксперт в российском фигурном катании Татьяна Тарасова считает, что освещение этого противостояния в прессе «придавило» Евгению Медведеву…
— Не думаю, что Женя читает все, что пишут журналисты. Мы тоже настоятельно ей рекомендуем не обращать на это внимания. Ни о каком надломе речи быть не может, вы же видели, как прекрасно она исполнила произвольную программу!
— В противостоянии Плющенко и Ягудина был один существенный нюанс: будущий олимпийский чемпион ушел от своего тренера к другому, а Загитова и Медведева тренируются в одной группе. Канадские тренеры Мари-Франс Дюбрей и Патрис Лозон даже развели два дуэта, претендующие на «золото» Пхенчхана в танцах, по разным каткам…
— Мы этого не делаем. Находясь на одном льду в одно время, Алина и Женя с каждым днем катаются все лучше и лучше. При этом на каждом занятии нашей группы только на льду у нас три человека. Мы верим в каждого, и всем хватает нашего внимания.
Маленькая девочка никуда не делась
— Долгое время лидером вашей группы была олимпийская чемпионка Сочи в команде Юлия Липницкая, а Медведева тянулась за ней. Затем сама Евгения стала лидером, а за ней тянулась Загитова. Можно ли провести аналогии?
— Каждая ситуация индивидуальна. Хотя Алина стала чемпионкой Европы, она по-прежнему тянется за Евгенией. С учетом того количества званий и регалий, которые есть у Медведевой, это даже не обсуждается. Другое дело, что успехи Загитовой не дают расслабиться двукратной чемпионке мира и Европы.
— Загитова, по собственному признанию, за последний год подросла на пять сантиметров. Возникают ли в связи с этим проблемы?
— Я даже не заметил, что Алина подросла. Для меня она такая же маленькая девочка, какой была, придя в нашу группу. Ну, разве что, пришлось пошить новое платье для прошлогодней произвольной программы. Все нормально. Девчонки растут, взрослеют.
— Почему было решено оставить Загитовой прошлогоднюю произвольную программу?
— Мы посчитали, что она очень подходит Алине. Для меня и Этери Тутберидзе, которая принимала деятельное участие в постановке, это был первый опыт, когда все прыжки исполнялись во второй части. Многие критикуют нас за это. Говорят, что скучно смотреть первую часть, ожидая, когда фигуристка начнет прыгать. Но в программе Загитовой это не ощущается. Музыка из балета «Дон Кихот» идет по нарастающей, и программа — тоже. К тому же Алина здорово прибавила в скольжении и выглядит на льду, как настоящая балерина. Глупо было отказываться от такой постановки в олимпийский сезон. Особенно с учетом того, что на международном уровне Загитова в прошлом сезоне не участвовала во взрослых соревнованиях.
— У Медведевой в программе нынешнего сезона не все прыжки во второй части. Это связано с тем, что «Анна Каренина» первоначально задумывалась как показательный номер?
— Когда ее поставили, уже было понятно: для показательного номера она слишком хороша. Медведева — очень творческая личность, у нее настоящий артистический дар. Если все прыжки перенести во вторую часть, программа не выглядела бы цельной, и Жене было бы сложно воплотить на льду образ. Для восприятия эта программа сложная, в ней фигуристка показывает три разных героини. Никому кроме Медведевой такое не под силу.
…К откровенному собеседнику было еще немало вопросов, но в этот момент подошла Тутберидзе. Пришлось ставить многоточие на самом интересном месте.