Виталий Мутко категорически отрицает, что решение о назначении главным тренером национальной команды Станислава Черчесова принято. При этом министр спорта и глава РФС подтвердил, что встреча с ним состоялась. Одного этого достаточно для понимания: фаворит в заочном споре кандидатов — именно Черчесов.
Да, президент РФС подтвердил факт встреч и с другими тренерами, речь об Александре Бородюке с Курбаном Бердыевым. Но у первого, при его отменной репутации, большом уважении со стороны футболистов и огромном опыте работы в первой сборной, лишь год стажа в роли главного. Сам по себе этот факт не может и не должен становиться для претендента непреодолимым барьером. К тому же когда впереди вместо сурового отборочного турнира два года планомерной подготовки. Возможно, в другое время, после другого результата на крупном турнире назначение Бородюка могло стать реальностью. Но подобный эксперимент — история совершенно не о российском футболе и уж тем более не в нынешней для РФС ситуации.
Альтернативой Черчесову остается Бердыев. Но и он при всем опыте и весомой части поддержки общественности вряд ли готов махнуться не глядя — променять выпестованный и выведенный им в призеры «Ростов» на горячую сковородку Курбан Бекиевич согласится только при соблюдении очень многих «если», причем закрепленных документально. Это если вообще окажется готов. А если нет и РФС решит пойти дорогой, где лежат старые грабли, об аренде Бердыева придется договариваться с губернатором Ростовской области. Все это — недели переговоров, на которые у Мутко в период, когда Россия на гране отстранения от Олимпиады, просто нет времени.
А тут готовый кандидат. Успешный (золотой дубль с «Легией» по умолчанию возвышает Черчесова над большинством реальных и потенциальных конкурентов). Свободный от обязательств. С давно знакомым штабом. Полный сил и жадный до новых знаний. Чтобы убедиться в последнем, не обязательно спрашивать мнение о Станиславе Саламовиче со стороны. Пару лет назад он сам себя называл юным тренером, которому еще предстоит изучить и понять многие грани профессии. Эта готовность нивелирует и минус любого кандидата без опыта работы в сборной — всегда стремящийся к освоению нового, готовый учиться, в том числе у старших коллег, Черчесов способен в короткий срок не только увидеть определяющие отличия от клубной работы, но и разложить закономерности этих отличий по полочкам.
Консультации у Бышовца, без пиетета к Березуцким
Другой заметный козырь 52-летнего тренера — хорошие отношения с коллегами разных поколений. Олег Романцев уже выразил готовность поделиться со своим бывшим игроком премудростями управления сборной. Анатолий Бышовец давно высоко отзывается о тренерском прогрессе Черчесова и даже лоббировал его в сборную сразу после нашего вылета с Евро. Корректные и уважительные отношения у Станислава Саламовича и с действующими тренерами, поэтому в случае его прихода в сборную можно не опасаться информационного вакуума — всю необходимую информацию о кандидатах Черчесов будет получать вовремя и, учитывая его в хорошем смысле въедливость и внимательность к мелочам, в достаточном объеме.
Выделяет экс тренера «Легии» и профессиональное знакомство со многими «сборниками». Жиркова, Ионова, Кокорина и Смолова он «держал в руках» в «Динамо». С Дзюбой работал в «Спартаке». С Олегом Ивановым — в «Тереке». Хоть опыт этот уже далеко не свежий, но главное — в поиске контакта с футболистами Черчесову не придется начинать с нуля. И, какой бы метод комплектования сборной на первом этапе работы ни выберет, у него заранее есть база, позволяющая определиться с костяком. Выигрышной на фоне Леонида Слуцкого смотрятся позиции Черчесова и в традиционно актуальном и обсуждаемом вопросе сборной России — центре обороны.
Останься Слуцкий в национальной команде даже освобожденным тренером, семь лет совместной работы с заслуженными футболистами наложили бы на отношение к ним горстку пиетета в любом случае. Станиславу Саламовичу будет психологически легче выдвинуть защитников моложе на роли братьев Березуцких (Сергей Игнашевич вроде бы заикнулся о завершении карьеры в сборной сам). То же самое касается и средней линии, где Глушакову, Самедову, Денисову, да и нескольким другим полузащитникам в ближайшие два года, скорее всего, придется искать альтернативу. Куда этот поиск приведет и чем закончится — другой вопрос.
Куда Черчесову спрятать свое «я»?
И коллеги, и бывшие игроки Черчесова наперебой отмечают его амбициозность, требовательность и трепетное внимание к дисциплине. Для тренера, метящего руководить сборной страны, качества банальные. Но раз они подчеркиваются, это сигнал для футболистов — попытки заплыть за «буйки», твердо навязывать свое мнение и громко возмущаться решениями штаба в команде этого тренера недопустимо. Здесь уместны сравнения с 2012 годом. Тогда падающая отдача от прежних лидеров и пошатнувшаяся при Дике Адвокате дисциплина требовали свежего критического взгляда и суровой корректировки. Хотя бы поэтому приход почитателя строгого стиля Фабио Капелло выглядел своевременным и логичным.
Впрочем, у достоинств Станислава Черчесова есть и оборотная сторона. Работавшие с ним люди отмечали, что склонность подчеркивать свое «я», эгоцентризм с годами никуда не делись. Косвенно это подтверждают и разрушительные конфликты тренера с некоторыми футболистами, когда вопрос отношений вставал ребром. Инцидент с Игорем Денисовым прошлом весной в «Динамо» Черчесов прокомментировал так: «Пока я работаю в команде, этого футболиста в ней не будет». Речь, на всякий случай, шла о ведущем игроке. В сборную обычно вызываются лидеры своих клубов, амбиции бьют через край, почва для конфликтных ситуаций может возникать регулярно. Вопрос — насколько ловок тренер окажется в их разруливании.
Есть у Черчесова и еще одна особенность. Многие отмечают его юмор. Который, возможно, чаще всего безобиден. Тем не менее для некоторых футболистов шутки Станислава Саламовича — за гранью фола. И тут... можно вернуться в начало статьи. Черчесов учится. И готов учиться постоянно. А вопрос о его взглядах на конфликты и способы сочетания особенностей своего характера с тридцатью другими обязательно прозвучит — стоит Станиславу Саламовичу в роли главного тренера сборной России оказаться перед камерами с диктофонами.
Тогда и узнаем, возможно ли повторение историй в ущерб футболу.