Никаких сомнений: биатлон — главная «коллективная звезда» зимней Олимпиады. Невероятный всплеск популярности обеспечивает этому виду спорта и, разумеется, самим творцам феномена, особое внимание в мировом масштабе.
Биатлон, кроме того, один из самых «медалеемких» видов — олимпийская программа предусматривает десять разноплановых интриг, десять комплектов медалей поступают в розыгрыш (больше — по двенадцать — в ротации только у конькобежцев и «гладких» лыжников). А для нас, россиян, биатлон особо ценен еще и потому, что именно на этой ниве мы имеем реальные шансы собрать хороший урожай.
План Госплана
Любопытно, что так называемый «медальный план» (понятие, которого старательно избегают в разговорах современные спортивные чиновники, но искоренить которое невозможно в принципе) биатлонисты так и не сформировали. Например, исполнительный директор Союза биатлонистов России Сергей Кущенко скромно (или трезво?) рассчитывает на четыре-пять медалей любого достоинства, а вот первого вице-президента СБР Александра Тихонова устроят по две золотые, серебряные и бронзовые медали, и никак не меньше. С Тихоновым солидарны член правления СБР Дмитрий Васильев и главный тренер сборной России Владимир Барнашов, а точки зрения Кущенко придерживаются некоторые члены сборной России — например, восходящая звезда мирового биатлона Евгений Устюгов.
Разброс мнений, стоит согласиться, ощутимый. Но правда в том, что планировать биатлонные медали действительно очень сложно, и это не общие слова. Есть как минимум две причины для того, чтобы каждый прогнозист — к оптимистически настроенному крылу он относится или к пессимистически — ощущал в эти дни ущербность собственных позиций.
Причина номер один
Заключается она в том, что биатлон — сложнейший вид спорта, причем как в техническом, так и в психологическом отношении. Пожалуй, второй такой дисциплины среди зимних видов не сыскать. На ход, содержание и результат любой гонки может повлиять тысяча самых разнообразных причин — от глобальных (неверно подобранная смазка, неточно выставленный прицел) до неочевидных (чуть подмерзшие пальцы, краткий порыв ветра, несвоевременный выкрик с трибуны) и даже микроскопических (на чьей, например, стороне «сыграет» габарит мишени?).
Невероятный, казалось бы, случай с Женей Устюговым, имевший место на заключительном перед Играми этапе Кубка мира, только подчеркивает эту особенность. Напомним, что сенсационно лидировавший в общем зачете Кубка мира молодой россиянин решил, вопреки рекомендациям тренеров, испытать новые ремни для винтовки. Во время мужской спринтерской гонки, на первом же ее круге, у парня возникли неполадки с «подушкой», которая держит ремень на винтовке, из-за чего та стала сползать со спины Устюгова. В результате починки и замены инвентаря, россиянин потерял больше минуты, а в итоге не попал даже в число 40 сильнейших и, соответственно, потерял возможность стартовать в гонке преследования.
Причина номер два
Имя ей — конкуренция. Нужно ли говорить, насколько высока эта самая конкуренция в мировом биатлоне? Три супердержавы из года в год сражаются за господство на биатлонных трассах, но окончательно корону никто так и не примерил: она остается «переходящим призом». Если Норвегия, как принято считать, доминирует в мужских дисциплинах, а Германия — в женских, то Россия в этом смысле достаточно универсальна: мы можем «выстрелить» в любой гонке, как в мужской, так и в женской, как в личной, так и в командной.
Руководство сборной Германии, кстати говоря, установило очень схожий с нашим медальный план, но только количественно. Германия хочет получить пять золотых медалей, как это было в Турине, а про «низшие достоинства» немцы особо не распространяются: они им неинтересны. «Судя по результатам, которые мы показываем после Нового года, мы в состоянии выполнить поставленные задачи», — считает лидер немецкой сборной Магдалена Нойнер. Любопытно, что Нойнер имеет в виду пять женских медалей — то есть, попросту говоря, лишает соперниц шансов на конкуренцию. Причем не только российской национальности соперниц, но также и шведской (Хелена Йонссон, на минуточку, является лидером общего зачета Кубка мира). Ну-ну…
Норвежцы, со своей стороны, имеют право рассчитывать на гегемонию в мужских стартах. Великий и ужасный пятикратный олимпийский чемпион Оле-Эйнар Бьорндален, все более жестко конкурирующий с ним трехкратный чемпион мира Эмиль-Хегле Свендсен, опытнейшие Халвард Ханневолд (два олимпийских «золота»), Александр Ус и Ларс Бергер (три «золота» мировых чемпионатов) при поддержке молодого Тарье Бо, в принципе, имеют не только моральное, но и вполне материальное право рассчитывать на тотальный успех. Но не сборная ли России в блестящем стиле выиграла эстафету на январском этапе Кубка мира в Рупольдинге? И куда девать, например, великолепную австрийскую команду? Как, в конце концов, быть с дерзкими французами?
Царские условия
Несмотря на высокое финансовое покровительство (президент СБР Михаил Прохоров — самый богатый человек России по оценкам журнала Forbes), в плане технического обеспечения нашей биатлонной дружине пока до мировых лидеров далеко. Нет оснований не доверять словам главного тренера сборной Владимира Барнашова, заявившего недавно: «К сожалению, нам нечем похвастаться в отношении инвентаря. В стране есть химики, но нет хорошего бегового пластика, нет своих смазок. Есть оружейный завод, но нет своих винтовок и патронов. Можно сказать, что все, на чем мы бегаем, чем стреляем и что надеваем, «не доносили» норвежцы»...
Задача кардинально исправить положение к Сочи-2014, насколько известно, числится Прохоровым и его командой в ряду приоритетных. Но в целом на условия, в которых проходит подготовка к Играм, нашим стреляющим лыжникам жаловаться грех. Команда прибыла в Канаду персональным чартером с тремя тоннами профессионального груза на борту: оружием, лыжами, восстановительным и медицинским оборудованием, мини-саунами, патронами, снаряжением, продуктами питания. И даже своих поваров биатлонисты в Канаду прихватили. Для спортсменов сняты отдельные таун-хаусы и в Сильвер-Стар, и в Уистлере. Во время Игр будет работать Российский биатлонный дом. Ну а вопрос о премиальных за победы, по словам Сергея Кущенко, сегодня для всех третьестепенен: люди сконцентрированы только на выступлении. Но кто сомневается в том, что с бонусами у Прохорова все в полном порядке?
Наши в Канаде
Окончательно состав сборной определился после завершения этапа Кубка мира в Антхольце: в Канаду поехали те, кто наилучшим образом проявил себя на кубковых стартах. В мужскую команду вошли Максим Чудов (27 лет), Иван Черезов (29 лет), Николай Круглов (28 лет), Евгений Устюгов (24 года), Антон Шипулин (22 года) и Виктор Васильев (22 года). В женскую — Ольга Зайцева (31 год), Ольга Медведцева (34 года), Светлана Слепцова (23 года), Анна Булыгина (26 лет), Яна Романова (26 лет) и Анна Богалий-Титовец (30 лет). «Прошедшие шесть этапов Кубка мира показали, кто на что способен в этом важнейшем сезоне, — считает главный тренер сборной России Владимир Барнашов. — Наше решение полностью соответствует тем критериям отбора, которые мы огласили еще до старта сезона. Уверен, что в Ванкувере Россию будут представлять действительно двенадцать сильнейших биатлонистов страны. Кто-то уже успел дать информацию, что мы определились и с эстафетными четверками. Но это полная ерунда. Ни один из тренеров сборной сейчас не сможет сказать, кто из спортсменов побежит эстафету».
Результаты последнего перед Олимпиадой этапа Кубка мира в определенном смысле настораживают: российская команда впервые в сезоне не завоевала ни одного призового места, тогда как сборная Германии, например, выступила блестяще. Однако давайте понимать, что у каждой команды — своя методика подготовки к главным стартам четырехлетия. Наши тренеры команды накануне стартов в Антхольце подчеркивали, что работать сборная будет на фоне усталости, а наилучших кондиций команда должна достигнуть как раз к Ванкуверу.
Будем свято в это верить.
Опубликовано в еженедельнике «Спорт день за днем» №5 (10-16 февраля 2010 года).
Использование материалов еженедельника «Спорт день за днем» без разрешения редакции запрещено.