• Уходим парой

    Сезон 2010/2011. Ситуация
    Уходим парой - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK-Photo

    Российское фигурное катание вступает в период серьезных перемен.

    Более чем скромные результаты российских фигуристов на ванкуверской Олимпиаде (серебро Евгения Плющенко и бронза танцоров Оксаны Домниной и Максима Шабалина) аукнулись революционными переменами в последовавшее межсезонье. Избрание Александра Горшкова новым президентом Федерации фигурного катания на коньках России (ФФККР) прошло под аккомпанемент известий о распаде или прекращении выступлений целого ряда спортивных пар и танцевальных дуэтов. Уже тогда стало очевидно, что к домашним Играм в Сочи через четыре года российская сборная подойдет в сущест­венно обновленном составе. А значит, роль тренеров, работающих сейчас с кандидатами в олимпийскую команду, возрастает в десятки раз. Ведь нужно убедить жутко консервативных в этом виде спорта арбитров оценить и полюбить вчерашних российских юниоров и вновь созданные дуэты в кратчайшие сроки – за два-три сезона. Успеют ли?

    Между Питером и Чикаго

    Олимпийский чемпион 1984 года Олег Васильев подобных вопросов себе не задает – некогда. Равно как не было у него времени горевать по поводу распада лучшей пары его воспитанников. Когда Максим Траньков после Ванкувера заявил, что больше не будет выступать в дуэте с Марией Мухортовой, Васильев тут же приступил к поиску нового партнера для Маши. Таковым в итоге стал француз Жером Бланшар. Интернациональная пара не ограничивает тренировочный процесс пределами РФ. По словам Олега Васильева, он вместе с подопечными чередует работу в России и за океаном:

    – В Чикаго мы находились с середины июня по середину августа. Затем улетели в Москву, чтобы на контрольных прокатах отчитаться о проделанной работе. В сентябре вновь перебрались в Америку, где будем работать до середины ноября, после чего отправимся в Европу – готовиться к первым официальным соревнованиям. Они у нас запланированы на начало декабря.

    – Какое впечатление производит новый партнер Марии Мухортовой?
    – За четыре месяца, прошедшие со дня первой тренировки нового дуэта (а она состоялась 21 июня), Жером добился огромного прогресса. В первые дни он был неуверен в себе, твердил, что давно не катался в паре. Сейчас же полностью освоился, почув­ствовал уверенность и демонстрирует готовность много работать и совершенствоваться.

    – Кто подбирает музыку, костюмы, прически для новой пары?
    – Я сторонник того, чтобы решение по всем этим вопросам принималось коллегиально. В создании программы должны принимать участие все заинтересованные лица – тренеры, спортсмены, хореографы, костюмеры… Каждый может предложить свою идею, мы обязательно вместе ее обсудим и примем решение.

     

    – Под какую музыку пройдет дебют пары Мухортова – Бланшар в нынешнем сезоне?
    – Короткую программу на мелодию Song From The Secret Garden мы уже продемонстрировали на контрольном прокате в Новогорске. А вот произвольная композиция, основанная на музыке из балета «Щелкунчик», на тот момент была еще не готова – мы закончили ее недавно, в начале октября.

    – С какими еще парами вы сейчас работаете?
    – Сегодняшний уровень фигурного катания требует огромной концентрации и погруженности в процесс. Скажем, занятиям с Марией и Жеромом я посвящаю от четырех до шести часов ежедневно. При таком раскладе серьезно «вести» еще один дуэт практически невозможно. Да, в Санкт-Петербурге у меня есть группа, в которой тренируются талантливые ребята 15–18 лет. Но с ней постоянно работает мой помощник Александр Матвеев.
    Я же подключаюсь к процессу только по возвращении в Питер.

    – Следите за тем, как идут дела у Максима Транькова и его новой партнерши Татьяны Волосожар?
    – По роду своей деятельности слежу за всеми российскими и зарубежными парами, интересуюсь их программами, выступлениями. Вот, например, Вера Базарова и Юрий Ларионов откатались на NHK Trophy в Японии, а Траньков с Волосожар выступали в Перми на этапе Кубка России. Максим – способный фигурист, и я могу только пожелать ему реализовать свой талант в дуэте с Татьяной.

    – После избрания нового президента ФФККР уже можно говорить о каких-то позитивных изменениях в российском фигурном катании?
    – Пока рано об этом говорить. Слишком мало времени прошло с момента выборов – меньше пяти месяцев. Каких-то глобальных перемен за этот срок произойти не могло. А изменения – может быть, они уже есть, и скоро мы их увидим. В любом случае, я рад, что нашу федерацию возглавил Александр Горшков – умный и авторитетный специалист, интеллигентный человек.

    Ай да Букин-сын!

    В танцах на льду у России все в ажуре только в популярных телепроектах, где количество участвующих дуэтов и острота конкурентной борьбы не уступают олимпийскому турниру. А вот российская сборная после Игр в Ванкувере выглядит как улицы мегаполиса после ковровой бомбардировки. Ведь сразу два наших ведущих дуэта: Оксана Домнина/Максим Шабалин и Яна Хохлова/Сергей Новицкий – прекратили свое существование из-за схожей проблемы – травмы колена у парт­нера. Правда, Хохлова вот уже полгода ищет спортивное счастье за океаном, тренируясь с новым партнером Федором Андреевым под руководством его мамы Марины Зуевой и Игоря Шпильбанда. А ее прежний наставник Александр Свинин тем временем растит новые танцевальные дуэты, дабы свято место не пустовало.

    – Александр Васильевич, с Яной после ее отъезда в США продолжаете общаться?
    – Поддерживаем контакт только по e-mail, изредка переписываемся. Но это все на уровне «привет, как дела». А лично поговорить не было возможности: Яна ведь ни разу с тех пор в Москву не приезжала.

    – Ее новый дуэт с Андреевым на льду видели?
    – Тоже не приходилось. Но это и неудивительно: ребята только начали работать вместе, показать публике и специалистам пока особо нечего – вот и не «светятся» Яна с Федором лишний раз. Обычное дело для заново образованных пар.

    – Федор – бывший одиночник. Потянет ли в танцах?
    – Я видел, как он катается. Правда, не «живьем», а по записям. Нормальный парень, не без способностей. Тем более что это далеко не первый случай, когда фигуристы из одиночного катания переходят в танцы.

    – А еще бывают случаи, когда фигуристы из профессионального спорта переходят в телевизионные проекты. Это я про Сергея Новицкого…
    – Да, я в курсе, что он участвует в программе, которая идет по воскресеньям на Первом канале. С Сергеем-то мы часто созваниваемся. Он ведь постоянно находится в Москве.

    – О возможности возвращения в большой спорт речи не идет?
    – Нет, травма колена у Сергея очень серьезная, так что выступать на профессиональном уровне он точно не будет.

    – Получается, повторяет Новицкий печальную судьбу своего коллеги, чемпиона мира Максима Шабалина… Вы, кстати, с Максимом в его новой ипостаси старшего тренера сборной по танцам на льду уже общались?
    – Да, Максим присутствовал на контрольных прокатах на базе в Новогорске, обсуждал с тренерами новые программы дуэтов, давал дельные советы. Шабалин – настоящий профессионал фигурного катания с огромным опытом, и к его словам и замечаниям стоит прислушаться, даже с учетом того, что его тренерская карьера только начинается. К тому же, насколько я понимаю, должность старшего тренера подразумевает в первую очередь координирующие функции. С ними, думаю, Максим тоже справится.

    – Ваш тренерский тандем с Ириной Жук по окончании прошлого сезона лишился не только Хохловой и Новицкого…
    – Увы!.. Официально объявили о завершении карьеры Екатерина Рублева и Иван Шефер, которые сейчас помогают нам с Ириной в работе с молодыми танцеваль­ными парами. А другие наши воспитанники – Катя Пушкаш и Джонатан Гурейро – теперь тренируются в группе Натальи Линичук.

    – И какой же дуэт у вас сейчас «номер один»?
    – Александра Степанова – Иван Букин. Кстати, Ваня – сын нашего знаменитого олимпийского чемпиона Андрея Букина, выступавшего в паре с Натальей Бестемьяновой. Так вот, Саша и Иван в нынешнем сезоне уже успели выиграть два этапа юниорского Гран-при, опередив не только сверстников, но и более матерых соперников. Благодаря этим победам Степанова и Букин обеспечили себе участие в финале Гран-при, который пройдет в Пекине в начале декабря.

    – О ком-то еще из ваших подопечных можно сказать, что они на подходе к взрослой сборной страны?
    – Знаете, когда уходят сразу два ведущих дуэта, за короткий промежуток времени невозможно восполнить столь серьезную потерю, подготовить достойную смену. В нашей группе сейчас катаются девять пар, из них четыре – совсем юные ребята. А вот среди пяти остальных уже видны те, кто со временем может выйти на ведущие роли в российском танцевальном катании.

    – Глобальный вопрос: на Олимпиаде в Сочи наши танцоры сумеют стать реальной силой, способной бороться за медали?
    – Невозможного, конечно, нет, но будет очень сложно. Времени ведь не так много осталось. Хотя вплотную к основным нашим конкурентам можем приблизиться. А вот в следующем олимпийском цикле есть прекрасная возможность вернуть России утраченные позиции в танцах на льду. Кстати, вот вам обнадеживающий факт. В предстоящем финале юниорского Гран-при выступят восемь дуэтов, из которых шесть – российские!

    Остается добавить, что с нынешнего сезона соревнования в танцах на льду проходят по измененному регламенту. Обязательный и оригинальный танец объединены, а новый вид программы теперь называется коротким танцем – по аналогии с короткой программой у спортивных пар и представителей одиночного катания. А основную турнирную ценность по-прежнему имеет произвольный танец. Таким образом, на всех официальных стартах танцоры отныне будут выявлять сильнейших на протяжении двух, а не трех соревновательных дней.


    Опубликовано в еженедельнике «Спорт день за днем» №42 (27 октября — 2 ноября 2010 года)

    Использование материалов еженедельника без разрешения редакции запрещено.


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»