Последний раз Леонида Слуцкого увольняли из «Москвы». Это было несправедливо, как казалось многим. Рекордное четвертое место для клуба, растущая аудитория, внимание СМИ. Но Михаил Прохоров, как владелец, мог принимать любые, даже самые непопулярные решения. Позже он с такой же легкой решительностью ликвидирует клуб.
Впоследствии тренер будет уходить сам — из Самары, оказавшейся сказкой лишь до матча с «Тереком», из сборной, из ЦСКА. И каждый раз ему будут предлагать остаться. А он будет лететь прочь — когда внутри пропадет мотивация. Правда, это были совершенно непохожие друг на друга истории: последние дни в «Крыльях» это был совершенно опустошенный человек, из сборной Леонид уходил, сочтя, что такая работа не для него, навсегда закрывая для себя подобную тему. А расставание с ЦСКА было расставанием ради мечты. И, как понимаю, в каждом из случаев имелось нечто общее. Тренер мог считать, что с ним пиковая точка команды давно пройдена и не видел за счет чего может наступить ренессанс.
Англия должна была казаться ему страной настолько волшебной в футбольном смысле, что клуб, дивизион, город - все это представлялось вещами совершенно неважными. Слуцкий с восхищением говорил о британском футболе, где восторг у него вызывали не только матчи, стадионы, базы, но сам дух игры и отношение всех людей, вовлеченных в нее, особенно болельщиков. Он не влюбился в Англию со стороны. Слуцкий, вообще-то, при всем наборе удивительных человеческих качеств, на земле стоит прочно и уже вряд ли может назвать себя романтиком. Но дышал ей точно человек, потерявший в зрелом возрасте любовь, а потом внезапно влюбившийся по уши снова.
Но его главная проблема оказалась такой распространенной...
Слуцкий получил, что хотел, а не то, ожидал.
За сезон, закончившийся вылетом из премьер-лиги, «Халлу» досталось около 98 миллионов фунтов контрактных денег. Плюс к этому клуб расстался с большой группой игроков, и не со всеми бесплатно. Но, потеряв ту команду, владельцы клуба не спешили собирать новую. Выделив 12 миллионов уже под закрытие трансферного окна. Даже для второй по значимости лиги Англии это очень небольшие деньги.
Слуцкий был словно тренер, который подписал контракт с клубом и только потом узнал, что там долги по зарплатам, что игроками руководят агенты, что несколько матчей в новом сезоне надо «отдать». Когда человек соглашается на работу, но попадает вместо этого в дикую зависимость от иных факторов. Такие истории случаются или случались в России, но для Англии любые пике кроме турнирных вроде бы исключены. Однако боссы «Халла» оказались слишком жадными и их задача - не тратить, а продавать, были для тренера неприятным открытием. На первый сбор он вообще поехал практически с дублем. Потом какие-то новички все-таки появились, но опять-таки не совсем те и не столько.
Британская пресса, в целом относившаяся к Леониду с симпатией, долго шутила над фотографией, сделанной случайно. Болельщик увидел из окна поезда Слуцкого, сидящего на одной из станций по маршруту Лондон — Халл. Тренер смотрел в телефон и производил впечатление человека, отставшего от поезда в незнакомой местности. Это было в последние часы летнего трансферного окна — и легко представить, как упражнялись в остроумие резкие на язык англичане, комментируя этот снимок.
По сути, именно он иллюстрирует Слуцкого в «Халле» лучше любых слов.
При поддержки зрителей, но без желания владельцев вернуть клуб в премьер-лигу, затея изначально оказалась авантюрой. Работая на совесть, погрузившись в английский футбол с головой, тренер-новичок на личном примере познал, насколько закрытый и специфичный мир этого футбола.
Но за битого двух небитых дают.
И мне кажется, что в никакой «Краснодар» Слуцкий сейчас не вернется. Слишком долго он заходил в английский футбол, чтобы сейчас отказаться от этой мечты, после первого разочарования.
В конце концов, однажды Шалимова он уже менял — в «Уралане». Повторяться ему, как понимаю, все еще неинтересно.