• Смена в рижском «Динамо»

    31.08.11 23:01

    Смена в рижском «Динамо» - фото

    Фото: сайт khl.ru

    В самой стильной команде КХЛ сменился главный тренер. Юлиус Шуплер, три года подряд выводивший латвийцев в плей-офф КХЛ, вопреки всему переехал в ЦСКА, но рижане, кажется, даже обрадовались.

    Четырнадцать чемоданов

    Сейчас Юлиус Шуплер сидит в среднего размера кабинете в ЛДС ЦСКА и рассказывает:

    – Я с собой привез четырнадцать чемоданов в Москву!

    – Зачем?

    – А как же! Белье постельное, одежда. Телевизор.

    – Юлиус, это все можно было купить в Москве.

    Шуплер не понимает, о чем идет речь. Зачем покупать, если все есть.

    – Он в Риге таким же был, – смеются работники «Динамо». – На выезд, пусть даже короткий, брал с собой не меньше четырех сумок. Говорил, что нет смысла рано приходить на работу и поздно уходить. Мол, он так много работать не готов.

    У Шуплера в Риге закончился контракт, и ему предложили новый. На тех же самых условиях, что и раньше. Юлиус посчитал это оскорблением, а потом уже появилась версия, что ему понизили зарплату.

    – Ничего ему не понижали, – утверждает генеральный менеджер рижан Нормундс Сейейс. – Дали точно такие же деньги. Если бы он согласился, мы бы не искали нового тренера.

    Но Шуплер хотел прибавки, причем весьма солидной, считая, что команда с ним прогрессирует и всегда добивается хорошего результата. На самом деле в прошлом сезоне тренером были очень недовольны, да и команда попала во второй раунд отчасти случайно.

    – В чем-чем, а в везении Шуплеру не откажешь, – признается защитник «Динамо» Родриго Лавиньш. – С фартом у него все хорошо.

    Финский Бобби Орр

    Юлиус же сейчас рассказывает совершенно другое. Обижается и на руководство, и на латвийских журналистов, которые опубликовали размер его заработной платы. Считает, что информация стала общеизвестной из-за некрасивого поступка «Динамо», но это не так.

    Местные репортеры рассказывали, что Шуплер сам им сказал, сколько зарабатывает, перед тем как клуб предложил новый договор. И сравнивал: мол, в Нижнекамске такой доход у тренера, хотя бюджет клуба больше. А ЦСКА вообще в плей-офф не попали, и нам бы их деньги.

    Этим он был похож на Милоша Ржигу, который в «Спартаке» тоже устроил шоу, объездив несколько команд в поисках лучшей доли, но потом согласился на условия красно-белых. Но у Шуплера-то особых предложений не было.

    Когда уже стало ясно, что тренер у «Динамо» будет новый, Нормундс Сейейс начал искать специалистов. Сам он не признается, из кого выбирал и кто вообще был в списке. Удалось выяснить лишь то, что там не было российских специалистов. Ни одного.

     

    – Еще одно условие было – тренер приезжает один, – говорит менеджер. – У нас есть два молодых тренера, которые должны учиться и работать помощниками. Чужих ассистентов нам не надо.

    – И Пекка Раутакаллио согласился?

    – Мгновенно. Он вообще пожал плечами и сказал, что не хотел приглашать своих помощников.

    О Пекке очень тепло отзывается Виктор Игнатьев, помощник тренера:

    – Здорово, что мы пригласили не теоретика, а настоящего профессионала, – уверяет Игнатьев. – Это же легенда финского хоккея. Местный Бобби Орр. Он стал первым финном, сыгравшим в Матче всех звезд НХЛ. Он приехал в Америку и сразу же набрал пятьдесят очков.

    – Для хоккеистов это важно?

    – Очень. Они понимают, что этот человек знает в хоккее все и многое умеет.

    Отметим, что Шуплер в своей карьере за сборную не играл. Просто не проходил в состав.

    «Это мое соло»

    На самом деле весь этот год не только мы, но и в Риге будут сравнивать Юлиуса Шуплера и Пекку Раутакаллио. От этого никуда не деться. Ладно бы у рижан была такая богатая история, как, например, у Ярославля, где из работавших в клубе в последние 15 лет тренеров можно сформировать целую команду. У рижан был только Шуплер.

    Самые серьезные изменения – в игре «Динамо».

    – Теперь команда будет играть быстро, с упором на атаку, но при этом все должны отрабатывать в обороне, – говорит сам финский специалист.

    Спорить с ним не хочется, но понятно, что на больших российских площадках это будет невозможно. Либо ты атакующая команда, как «Магнитогорск» при Хейккиля, либо оборонительная – времен Воробьева в «Ладе».

    – Я думаю, что новый тренер гибкий, – рассказывает Виктор Игнатьев. – Уверен, он не будет упираться в схемы. Если что-то не пойдет, он остановится и скажет: «Э, ребята, давайте изменим игру».

    Финн пока пытается познакомиться с игроками, все проходит нормально, но один конфликт уже случился. Точнее, непонимание. Раутакаллио объяснил в раздевалке упражнение и повел хоккеистов на лед. Они стали делать совершенно не то. Тренер остановил занятие.

    – Если вы не поняли, чего я от вас хочу, то почему же не спросили меня? – удивился он. – Я хочу, чтобы вы меня понимали, ведь я с вас буду требовать.

    Все почему-то опять молчали.

    – Вот такие мы, латыши, молчаливые, – позже прокомментировал ситуацию нападающий Янис Спруктс.

    У помощников тренера поменялся график. Работы стало больше, но ни Игнатьев, ни Артис Аболс не расстроены этим.

    – Он нам сразу сказал, что тренировку проводит сам, – рассказывает Аболс. – Всё, во время занятия он царь и бог. «Это мое соло» – говорит.

    – Что это означает? – интересуюсь у Игнатьева.

    – Вот, допустим, он начинает и останавливает упражнения свистком, – поясняет Виктор. – Мы можем подсказывать игрокам какие-то вещи, но не вмешиваться в концепцию.

    – Он вас совсем не слушает?

    – Почему же! Мы разговариваем до тренировки, мы обсуждаем, как прошел день. Если честно, то я за такой короткий период узнал от него столько нового и интересного, чего не знал раньше.

    Виктор Игнатьев, напомним, поиграл в Северной Америке и Европе.

    Отставки не будет

    Многих напрягло то, что рижане не очень удачно проводят товарищеские матчи, чаще проигрывают и стали лишь третьими на домашнем турнире. За день до старта Кубка Латвийских железных дорог Нормундс Сейейс говорил такие слова:

    – Пекка сразу спросил у меня, будут ли серьезно относиться к играм в межсезонье. Я ответил – нет, пусть знакомится с командой, строит игру. Но на турнире в Риге хотелось бы видеть победы.

    После поражения в первом матче, которое лишило рижан шансов на выход в финал, настроение поменялось.

    – Проиграли, но всякое бывает, – рассказывал менеджер. – В конце концов, мы четко знаем, чего хочет тренер, а игроки еще не до конца понимают новый стиль. Но с каждой игрой у команды получается все лучше и лучше.

    – Так уже никто не требует победы?

    – Выигрывать нужно прежде всего хоккеистам.

    Пока ясно одно. Отставка тренера в Риге может случиться только в случае форс-мажора. Ну, например, если по семейным обстоятельствам Раутакаллио нужно будет вернуться домой. Или у «Динамо» внезапно закончатся деньги, и команда снимется с чемпионата.

    – Отставка тренера чаще всего не приносит никакого результата, – говорит Сейейс. – Придет новый, и снова многое нужно менять. Кто сказал, что команда сможет перестроиться? Так что год наш тренер может работать спокойно.

    Об этом знают и хоккеисты.

    – Это очень важно, что у тренера есть поддержка руководства, – объясняет форвард Микелис Редлихс. – Мы точно знаем, что вот наш начальник, и он с нас будет спрашивать. Конечно, что-то может пойти не так, но от этого никто не застрахован.

    Пресса и капризы

    Юлиус Шуплер гонял местных журналистов, но сейчас он приехал в Москву, где всех репортеров ему не упомнить.

    – Да он не то чтобы их гонял, – говорит пресс-атташе команды Янис Степитис. – Просто иногда они спросят что-то, а он вопрос не поймет и отвечает совершенно про другое. Люди начинают уточнять, а он обижается.

    У Шуплера другой взгляд на вещи.

    – Меня могли спрашивать, почему мы не обыграли «Салавата Юлаева», – припоминает словак.

    – И почему?

    – Да у нас бюджет меньше в десять раз, чем у них. Как мы могли обыграть Уфу?!

    Если Юлиус будет в ЦСКА рассказывать о бюджете и серьезной зависимости результата от денег, он долго не проработает.

    Пекка про деньги совсем не говорит. Он знает, на что идет, он представляет уровень бюджета, он хочет побеждать на льду, а не требовать покупки новых игроков. Отношения с журналистами у него пока не налажены, но не в том смысле, что они, эти отношения, плохие. В русскоязычных газетах всячески подчеркивают, что большинство товарищеских матчей тренер проиграл.

    – Проиграли, и что дальше? – пожимает плечами Виктор Игнатьев. – Если хотите, я все неудачи объясняю. В одной игре у нас выступала молодежь, в другой – третий вратарь. А кто-то летом побеждает – ну и молодцы.

    Раутакаллио не отказывается от интервью, но в беседах особо не открывается, ведет себя сдержанно, как и положено человеку, который долгое время играл за океаном. Общими фразами не отделывается, старается понимать, что у него хотят узнать. Говорит строго по делу, не нервничает по пустякам.

    Без бега

    Тренировки в рижском «Динамо» стали короче, но теперь они такие интенсивные, что за 45 минут выматываются все. При этом игроки латвийской команды хвастаются своим коллегам из других клубов, что у них уже исключены кроссы.

    – Мы вот совсем не бегали, – защитник Родриго Лавиньш улыбается нападающему Мартину Цыбаку из «Нефтехимика».

    Все-таки сразу видно, что Раутакаллио – западный человек. Наши, даже поиграв за океаном, возвращаются и становятся советскими людьми. Чуть что – кросс на 10 километров.

    – Мы тоже не очень много бегали, – старается не упасть в грязь лицом Цибак. – Поехали в Хорватию, там занимались. Бегали по побережью. Не слишком тяжело.

    – Но мы-то вообще всех кроссов избежали, – не унимается Родриго. – Да и не нужны хок­кеистам кроссы.

    Виктор Игнатьев потом все подтверждает. Бегали мало.

    – Но все равно пробежки были, заминки, – объясняет он. – Ребята после тренировки выходили и в неспешном темпе бежали.

    – Десять километров?

    – Ну что вы. Недолго бегали.

    – А тест Купера сдавали?

    – Нет, он совсем никому не нужен.

    В КХЛ тест Купера сдавала почти половина клубов. Еще три года назад процент был выше. Потихоньку этот норматив, положенный для бегунов или футболистов, уходит.

    Трудный сезон

    Правда, сами игроки рижского «Динамо» после настойчивых расспросов признавались, что пока не понимают, как сложится грядущий чемпионат для их команды. Уровень игроков не самый высокий – тут бессмысленно спорить. Хоккей становится другим – тоже факт.

    Бюджет клуба не изменился. Сами посудите: на место Лауриса Дарзиньша взяли только одного игрока. А ведь не так много он и получал. Сейчас в Казани этот очень крутой латвийский форвард зарабатывает столько, сколько в Риге хватило бы на пять хоккеистов.

    Экономия коснулась даже самого важного – вратарской линии. Фактически Крис Холт остается один, у него на смене два молодых местных вратаря. В «Динамо», конечно, не признают, что это не лучший вариант.

    – Правильно, что в команде два молодых вратаря, пусть они набираются опыта, – утверждает Игнатьев. – Глядишь, через пару сезонов вырастут в мастеров.

    Ходят разговоры, будто Крис Холт будет в одиночестве до Юрьева дня, а ближе к последнему дню дозаявок решат, брать ли другого голкипера. Если Холт не будет выручать – возьмут. Может быть, даже и раньше. А вы что хотите! Тут до сих пор считают каждую копейку. При этом в команде собрались ребята, которые даже этим деньгам рады.

    – Все понимают, что в КХЛ, даже не в самой богатой команде, они зарабатывают больше, чем могли получать в других лигах, – говорят в клубе.

    Не понял этого только Робби Эрл. С ним произошла вообще удивительная история.

    – Я точно знал, что Эрл наводил справки о Латвии, о городе, о лиге, – смеется Сейейс. – Он с одним из наших игроков в одном университете учился. И все хоккеисты говорили только хорошее. Причем без моей подсказки. Парням и правда здесь нравится. Мы обо всем с Робби договорились, на следующий день машины уехали встречать его в аэропорт, но утром позвонил агент: Эрл не прилетит.

    – Почему?

    – Никто не знает. Просто не сел на самолет. Чего-то испугался. Больше всех разозлился именно агент. Он нашел Робби вариант в Европе, в австрийском Зальцбурге, и этот контракт в два раза меньше, чем наш.

    Остальные не боятся, но приходят на тренировки за полтора часа до начала занятий. Тоже никто не заставляет. Все сами.

    – У нас тренировки начинаются в девять, а к полудню ты уже освобождаешься, – пытается объяснить Виктор Игнатьев. – Все с радостью идут на работу, зная, что потом они большую часть дня совершенно свободны.

    Новый путь

    В Риге все по-прежнему. Летом возле фан-шопа команды толкотня, которая не прекращается даже днем в субботу, во время встречи «Атланты» и финского клуба «СайПа». Охранники на стадионе не отрываются от мониторов, где показывают игру, а врачи скорой помощи, которые дежурят во время турнира, пополняют свою коллекцию автографов хоккеистов.

    Команда же действительно стала играть иначе. Раньше был винтажный стиль: этакая советская игра, не очень жесткая, но техничная. Сейчас и скорости возросли, и здоровой агрессии добавилось.

    – Но если на меня нападет Джон Мирасти, я драться не буду, – уходит от разговора о драках Микелис Редлихс.

    В действиях рижан действительно появилось что-то северное. Вроде бы атаковали, но как только потеряли шайбу – в защите уже пять человек. И все надо делать быстро. Не самые скоростные команды они раскатают, а вот с Магнитогорском, Уфой или «Локомотивом» придется непросто.

    Задача у команды простая и лежит на поверхности – попасть в плей-офф. При этом в случае попадания в кубковую восьмерку Раутакаллио не будет, как Шуплер, успокаиваться и «уходить в отпуск». Рижане постараются и в плей-офф пройти как можно дальше.

    Бросилось в глаза только то, что по Юлиусу Шуплеру не скучают и не жалеют о том, что он ушел. Совсем никто. Это вам не казанская ситуация, когда выходят с плакатами, умоляя, чтобы Билялетдинов не уходил. И не омский вариант, когда смена тренера обсуждается месяцами. Шуплер оставил о себе неоднозначное впечатление. Все ему благодарны за плей-офф, но с ним команда не росла.

    Рижане же хотят расти и развиваться. Даже с таким бюджетом, даже с осознанием факта, что после ухода Дарзиньша богатые команды перестали интересоваться составом латвийцев (вроде бы есть совсем небольшой интерес к Спруктсу и Микелису Редлихсу). Просто надоела клубу та стабильность, которая через какое-то время превращается в болото.

    В Латвии понимают и то, что даже один неудачный сезон не перечеркнет интерес к хоккею в республике, а спонсоры у клуба неслучайные, и отсутствие результата не превратит их в ненавистников команды. Приглашение Пекки Раутакаллио – это возможность пойти совсем другим путем. Он может оказаться тупиковым, но оглушительного провала не будет в любом случае.

    Рига


    Опубликовано в еженедельнике «Спорт день за днем» №33 (31 августа — 6 сентября 2011 года)

    Использование материалов еженедельника без разрешения редакции запрещено.


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»