Штраф размером в $100 миллионов, который придется заплатить команде «Макларен», стал самым масштабным в истории Всемирного совета по автоспорту (FIA). «Спорт» вспомнил 10 самых крупных штрафов до злополучной эпопеи со «шпионским скандалом».
$50 000. Бельгия, 1997 год. Во время послегоночной проверки в баке болида победителя этапа Мики Хаккинена был обнаружен бензин, по своим свойствам не соответствующий разрешенным FIA нормам. Боссы «Макларена» – Рон Деннис и Норберт Хауг пытались отстоять финна, говоря, что подобное топливо команда использует уже четыре гонки подряд. Аргумент не убедил инспекторов, и в итоге Хаккинен был лишен победы в Спа.
$50 000. Австрия, 2000 год. И снова санкции против Хаккинена. На этот раз «Серебряные стрелы» были оштрафованы за отсутствие проверочной пломбы на коробке электроники болида финна. Помимо штрафа команду лишили 10 очков в Кубке конструкторов (очки в зачете пилотов Хаккинену все же оставили).
$100 000. Знаменитая развязка чемпионата 1990 года на трассе в японской Сузуке. В последней гонке сезона за титул сражались Айртон Сенна на «Макларене» и выступающий за «Феррари» Ален Прост. Французу нужна была только победа. Сенну же устраивал сход с дистанции Проста или их обоих. Айртон стартовал с поул-позишн, но Прост проскочил мимо бразильца. Однако Сенна, оставаясь на внутренней части виража, не нажал на тормоз. Сцепившиеся болиды вылетели с трассы. Годом раньше там же, на Сузуке, Сенна врезался в Проста, и бразильца дисквалифицировали. На сей раз после долгих разборов Айртона признали чемпионом. «Макларену», правда, пришлось заплатить большой по тем временам штраф за «опасную манеру вождения» их пилота.
$100 000. Этап в Бразилии 2000 года. Во время свободной практики дул сильный ветер. Ненадежно закрепленные рекламные щиты то и дело падали на трассу, из-за чего стюарды трижды прерывали заезды. Организаторам этапа пришлось раскошелиться за свою оплошность.
$100 000. Гран-при Сан-Марино 1994 года – самый «черный» в истории «Формулы-1». Гибель сразу двух гонщиков – Роланда Ратценбергера и великого Айртона Сенны, смерть полицейского и ранение трех зрителей обломками болида… Все это отодвинуло на задний план остальные события этапа, среди которых имели место махинации «Бенеттона» и «Макларена» с компьютерными кодами.
$200 000. Сан-Паулу, 1995 год. Опять всплыла тема нелегального бензина. На Гран-при Бразилии «Бенеттон» Михаэля Шумахера и «Уильямс» Дэвида Култхарда дисквалифицированы за использование топлива, не соответствующего регламенту. После апелляции дисквалификацию сняли, но команды лишились очков в Кубке конструкторов.
$500 000. В 1994-м на гонке в британском Сильверстоуне начудил Михаэль Шумахер. Сначала он был наказан 5-секундным штрафом Stop-and-Go за обгон на прогревочном круге, затем – за слишком поздний заезд на отбывание штрафа. Шумахер, финишировавший вторым, был дисквалифицирован, а «Бенеттон» наказан штрафом за игнорирование черного флага.
$1 миллион. После победы Михаэля Шумахера в Гран-при Венгрии – 1998 на асфальт «Хунгароринга» выбежали тысячи несдержанных болельщиков, хотя в этот момент финишировали еще не все машины. Возникла опасная ситуация, за которую организаторы гонки и были оштрафованы. Хозяевам «Хунгароринга» удалось вымолить у FIA прощение, гарантировав, что подобное безобразие не повторится.
$1 миллион. Гран-при Австрии 2002 года можно назвать одним из самых скандальных. Лидировавший на финише гонки бразилец Рубенс Баррикелло получил приказание от босса «Феррари» Жана Тодта: «Уступи Михаэлю дорогу к победе». Баррикелло подчинился, пропустив своего партнера по команде Шумахера вперед уже на финишной прямой. После гонки многие букмекеры выплатили выигрыш тем, кто сделал ставку на Баррикелло. FIA в то время активно вела борьбу с так называемой командной тактикой, а потому слова Тодта, прозвучавшие в прямом эфире, стоили «Феррари» миллионного штрафа.
$5 миллионов. В августе 2006 года на Гран-при в Стамбуле разразился политический скандал. Во время чествования победителя главный организатор этапа Мехмет Али Талат вручил Фелипе Массе Кубок Турецкой Республики Северного Кипра, не признанной в мире никем, кроме самой Турции. Данный инцидент повлек за собой жесткие финансовые санкции со стороны FIA. Представители Турецкого союза автоспорта были готовы заплатить любую сумму, лишь бы замять конфликт.