Шахматный сезон, по традиции, завершает чемпионат мира по рапиду и блицу. Этот турнир должен был состояться в Саудовской Аравии, но в эту страну запрещен въезд представителям Израиля и Ирана. Новый президент ФИДЕ Аркадий Дворкович сумел договориться о переносе соревнований в Санкт-Петербург, не потеряв при этом саудовских спонсоров. На церемонии торжественного открытия в Манеже корреспондент «Спорта День за Днем» побеседовал с Сергеем Карякиным, который становился чемпионом мира по быстрым шахматам в 2012 году и сильнейшим в блице в 2016-м.
Карлсену победа не гарантирована
— Сложно ли настраиваться на бескомпромиссные партии в преддверии Нового года?
— В Санкт-Петербурге собрались все сильнейшие шахматисты мира, включая действующего чемпиона Магнуса Карлсена. Два последних матча он выиграл после ничейного счета в классических партиях именно за счет умения играть в быстрые шахматы. В последние дни года у меня будет отнюдь не праздничное настроение. Предстоит серьезная работа, чтобы бой курантов встретить в праздничном настроении.
— Титул чемпиона мира в быстрых шахматах или блице удовлетворит ваши спортивные амбиции на нынешний год с учетом того, что не удалось сыграть в матче за звание чемпиона мира?
— Стану чемпионом — замечательно! Попадание в тройку тоже будет достойным результатом. Состав участников нынешнего чемпионата действительно фантастический. Даже Карлсену победа не гарантирована.
Публикация от Спорт День За Днем (@sportsdailyru)
— Любители шахмат не скрывали разочарования итогами лондонского матча за звание чемпиона мира между Карлсеном и американцем Фабиано Каруаной, в котором все 12 классических партий завершились вничью…
— Мне тоже было скучно наблюдать за этим матчем, хотя как профессионал понимал логику участников. Слишком высоки были ставки, чтобы рисковать. Нужно подумать об изменении формата матчей за звание чемпиона мира.
— Изменить контроль времени?
— Необязательно. Можно играть нечетное количество партий, и в случае равенства в счете объявлять победителем того, кто сыграл больше черными. Это заставит участников рисковать. Можно даже провести тай-брейк до начала классических партий, и будет понятно, кому ничейный счет невыгоден. Нельзя только создавать такую ситуацию, когда оба соперника стремятся сыграть вничью в «классике».
Перед турниром необходимо закачать спину
— В России вам легче играть в турнирах, где на кону стоит чемпионский титул?
— Надеюсь, что дома и стены помогают. Жду на турнире болельщиков, которые разбираются в шахматах и могут поддержать российских гроссмейстеров.
— В какой форме вы подошли к турниру?
— Перед чемпионатом мира удалось хорошо поработать на сборах. Занимались и шахматами, и общефизической подготовкой. Надеюсь, что в Питере сработают некоторые домашние заготовки.
— Какой вид спорта на сборах наиболее полезен для шахматиста?
— Плавание. Мы очень много времени проводим в сидячем положении, и просто необходимо закачать спину. Занятия в бассейне в сочетании с тренажерным залом для этого подходят идеально.
— В блице очень важно быстро нажимать кнопку шахматных часов. Тренируете ли вы этот компонент?
— По правилам, за каждый сделанный ход добавляются две секунды. Любому шахматисту этого достаточно. Конечно, просчитать позицию за столь короткое время невозможно, и нужно доверять интуиции.
— Благодаря вашему матчу за звание чемпиона мира против Карлсена в Нью-Йорке популярность шахмат в России выросла и приблизилась к советскому уровню. В этом году вам не удалось бросить перчатку в борьбе за шахматную корону…
— Надеюсь, на популярности шахмат это не отразилось. В нашей стране очень много любителей этой игры, и горжусь, что каким-то образом оказался причастен к популяризации шахмат. Сейчас уже во многих школах шахматы преподают в качестве факультативного предмета, и, возможно, их включат в программу обучения. Занятия шахматами развивают многие полезные качества и не грозят болезнями и травмами.
— В холле Манежа установлен робот, играющий в шахматы. Не пробовали с ним сразиться?
— Понятно, что сам по себе робот — это всего-навсего оболочка для мощной компьютерной программы. Обыграть современный компьютер практически невозможно. Единственный шанс — делать быстрые и нестандартные ходы.
— Как часто вы меняете компьютер, который используете для подготовки к соревнованиям?
— Специализированные шахматные компьютеры собираются под индивидуальный заказ и стоят недешево. За современную модель приходится выкладывать несколько миллионов рублей. Без поддержки спонсоров такие затраты не потянуть. Благодарен Российской шахматной Федерации, которая обеспечила меня всем необходимым в плане технического оснащения.
— У вас лучший компьютер среди российских шахматистов?
— В Топ-3 точно входит.
Фото: EPA/Vostock-photo