В плане спортивной интриги мужской Суперфинал чемпионата России по шахматам получился захватывающим. После четырех туров лидировал питерский гроссмейстер Владимир Федосеев, одержавший четыре победы. Казалось, чемпион определился досрочно, но перед заключительным 11-м туром сразу четверо имели равное количество очков, причем Петр Свидлер и Владимир Малахов встречались в последний игровой день между собой. Победу одержал игравший белыми Свидлер.
Два других претендента на золото играли черными против аутсайдеров, и Федосеев не смог «по заказу» выиграть у Евгения Романова, а еще один петербуржец Никита Витюгов у Сергея Волкова смог. На тай-брейке, где решалась судьба титула и нового автомобиля, который полагался чемпиону, борьбы не получилось. Свидлер выиграл обе партии у Витюгова. С серебряным призером чемпионата России побеседовал корреспондент «Спорта День за Днем».
Ни одна партия не тянет на звание лучшей
— Если бы до начала турнира вам сказали, что завоюете серебро после поражения на тай-брейке, как бы это восприняли?
— Как я понимаю, вопрос можно перефразировать: «Довольны ли вы результатом?» Доволен, но это не означает, что пределом моих мечтаний было второе место. Хотя это мой 11-й Суперфинал, и лучшим результатом до сих пор было третье место.
— Как удалось выиграть «по заказу» черными фигурами в последнем туре и добиться права на тай-брейк?
— Неожиданно легко. Применил любопытную новую идею в дебюте, а когда соперник не в лучшей форме, любая новизна для него некомфортна. Мне еще повезло: уже не в лучшей позиции Сергей зевнул несложный тактический удар.
— Можно было приготовить сюрприз в рапиде для Петра Вениаминовича Свидлера?
— За час до начала матча — нет. У меня оставалось только время, чтобы отдохнуть и перевести дух. Тай-брейк провел ниже своих возможностей. Сказались усталость и напряжение, да и шахматная составляющая оставляла желать лучшего. Проиграл абсолютно по делу. Еще до начала тай-брейка понимал, что не являюсь фаворитом. В рапиде у меня далеко не выдающиеся результаты — гораздо хуже, чем в классике. Это разные шахматы, и по-своему странно, что в матче между Магнусом Карлсеном и Сергеем Карякиным судьба звания чемпиона мира решалась на тай-брейке.
— Лучшую партию в Суперфинале сыграли против мощно стартовавшего Владимира Федосеева?
— Если проводить своеобразный конкурс на свою лучшую партию, то первый приз не присужден ни одной. Все победы одержал, когда соперники демонстрировали, скажем так, невыдающуюся игру.
— В клубном чемпионате Европы вы играете за команду «Медный всадник» вместе с лучшими шахматистами Санкт-Петербурга. Удается за это время узнать какие-то их фирменные заготовки? И насколько сложно играть против них?
— С Петром Свидлером мы и за сборную России играем. У нас дружеские отношения. В чем-то это помогает, а в чем-то мешает. Мне скорее мешает. Для Свидлера одно из любимых занятий — обыгрывать своих друзей.
— Дружба между элитными гроссмейстерами в таком сугубо индивидуальном виде спорта, как шахматы, нормальное явление?
— Идеально играть против шахматиста, о человеческих качествах которого ты ничего не знаешь. Только шахматы — это замкнутая система, и в ней очень мало гроссмейстеров, играющих на высоком уровне. На престижных турнирах практически всегда знакомые лица. Естественно, общаемся и пересекаемся в профессиональной сфере. Мне довелось секундировать Свидлеру на турнире претендентов в Лондоне. Кажется, это пошло на пользу и ему, и мне. Хотя для меня Петр — очень неудобный соперник. Он вообще для многих неудобный, но мне не удалось выиграть у него пока еще ни одной партии. Ни в классике, ни в рапиде, ни в блице.
За доской идет борьба нервов
— Как вы оцениваете состав турнира претендентов, который пройдет весной будущего года в Берлине?
— Нас ждет очень интересный турнир. Буду болеть за российских шахматистов. И у Сергея Карякина, и у Владимира Крамника, и у Александра Грищука хорошие шансы завоевать право на матч с Карлсеном. Состав ровный, и на таких турнирах очень важно хорошо стартовать. Все решат нюансы, которые будут видны уже в Берлине: кто подойдет в наилучшей физической форме, у кого первого сдадут нервы.
— Карлсен на сегодняшний день — стопроцентно первый шахматист мира?
— Безусловно. Он чемпион мира, выигравший три последних матча. У него наивысший рейтинг. Это единственные четкие критерии, остальное субъективно.
— Перед матчем в Нью-Йорке менеджер российского претендента Кирилл Зангалис собрал миллион долларов для подготовки Сергея Карякина. Это сказалось на уровне его игры?
— Думаю, Карякину этот миллион помог. Даже не в плане подготовки к матчу с Карлсеном. Любому человеку миллион долларов облегчает жизнь. И перворазрядник, получив такую сумму на подготовку к турнирам, заживет лучше. Не уверен, правда, что станет намного лучше играть. Расти шахматист хорошего уровня может и при более скромном финансировании. Хотя современный компьютер, необходимый для подготовки, квалифицированные врач и тренер по ОФП стоят сейчас недешево.
— Как вы лично построили специальную общефизическую подготовку к Суперфиналу?
— Безусловно, слежу за своим здоровьем, но подробности раскрывать не хочу. Шахматы сейчас становятся, скажем так, все спортивнее. Творчества в партиях все меньше, все больше зависит от психологической устойчивости, физического состояния. Подготовка отдана на откуп компьютерам, и одной найденной идеи хватает лишь на одну партию. За доской идет борьба нервов. Очень много зависит от того, в какой ты физической форме, как отдохнул накануне.
— В этом плане для вас было плюсом то, что Суперфинал проходил в родном городе?
— Жил я в гостинице вместе с иногородними участниками. Так было проще концентрироваться на подготовке к очередному туру, да и расположен отель ближе к месту проведения соревнований, чем мой дом. Особого давления, связанного с родными стенами, не чувствовал. Как и любой житель нашего города, я патриот Санкт-Петербурга и с удовольствием играю дома.
Суперфинал чемпионата России (Санкт-Петербург). Итоговое положение
Мужчины: 1. Петр Свидлер, 2. Никита Витюгов — оба 7 очков; 3. Даниил Дубов, 4. Владимир Федосеев — оба 6,5; 5-7. Евгений Томашевский, Александр Рязанцев, Владимир Малахов — по 6; 8-9. Эрнесто Инаркиев, Санан Сюгиров — оба 5; 10. Максим Матлаков — 4,5; 11. Евгений Романов — 3,5; 12. Сергей Волков — 3.
Женщины: 1. Александра Горячкина; 2. Наталья Погонина — обе 7; 3. Алина Кашлинская, 4. Ольга Гиря — обе 6,5; 5-6. Анастасия Боднарук, Валентина Гунина — обе 6; 7-9. Полина Шувалова, Марина Нечаева, Оксана Грицаева — по 5; 10. Евгения Овод — 4,5; 11. Екатерина Ковалевская — 4; 12. Алиса Галлямова — по 3,5.