Сегодня в немецком Оберхофе стартует третья в истории многодневка Tour de Ski. В прошлом сезоне ни одному из российских лыжников не удалось успешно выступить в этом лыжном марафоне, хотя вся подготовка сборной России строилась исключительно под этот старт. На сей раз лыжники вынуждены распределять свои силы. Ведь через месяц после Тура стартует и чемпионат мира в чешском городе Либерец. Хватит ли у россиян сил сразу на два старта? На этот вопрос корреспонденту «Спорта» попробовал ответить Александр Легков — единственный из россиян, кому уже удалось побывать на пьедестале почета по итогам Tour de Ski.
От боли кричал минут десять
— Александр, вы подходите к старту многодневки не в самой хорошей форме. Ведь не так давно вы вместе с олимпийским чемпионом 2006 года Евгением Дементьевым попали в автомобильную аварию.
— Вы правы. Но серьезных проблем со здоровьем сейчас уже нет. Единственное, что доставляет мне неудобства, — мой нос. В результате той аварии я его сломал. И начались какие-то странные процессы. Сразу после гонок — сильный насморк, его никак не остановить. Врачи уверены, что еще минимум месяц нос будет заживать. А пока придется помучиться. Но уже хорошо, что он не болит. А то в первое время больно было надевать очки и вообще прикасаться к носу.
— Как произошла та авария?
— Накануне этапа Кубка мира во Франции мы с Дементьевым провели несколько дней в столице. К сборной должны были присоединиться накануне старта. Ехали в аэропорт. И километров за десять на перекрестке прямо перед нами выехал большой джип. Наш друг, который вызвался нас подвезти, резко нажал на тормоза. Но проблема в том, что наша машина была на шипованной резине, а в Москве в тот момент не было ни снега, ни льда. На голом асфальте шипы опасны: машина не тормозит. В нашем случае как раз это и произошло. Почти на полной скорости врезались в джип. Я ударился о спинку переднего сиденья. Больно было! Кричал минут десять. Силой меня запихали в попутную машину. Нужно было быстро ехать, потому что могли опоздать на самолет.
— Где вам оказали помощь?
— Сначала в нашем аэропорту. Но уже полное обследование прошли в госпитале во Франции. Именно там мне сказали, что нос сломан, наложили повязку.
— Несмотря на это, вы все-таки вышли на старт.
— Понимаете, ждал именно эту гонку. Готовился к ней. Физическое состояние было очень хорошее. Тянуло на лыжню. Но я до последнего не знал, побегу или нет. Утром проснулся, а глаза не видят. И повязка мешала, и лоб болел, и отек небольшой был. Но Женя Дементьев убедил меня хотя бы просто пройтись. Ну, в итоге я прошелся — до финиша. Занял третье место. Сложно сказать, каким бы я был, если бы не авария. Не уверен, что точно оказался бы в призах. Эта авария, как ни странно, дала столько эмоций! Возможно, они добавили сил.
Мы обязаны бегать для россиян
— В Красногорске на этой неделе эмоции испарились? Вы даже в десятку не попали и проиграли больше минуты. Может, пик формы прошел?
— Мне стыдно за это выступление. Честно. На стадион приехало много болельщиков, а я так плохо выступил... Слышал, кто-то говорил, что я берег силы. Мол, здесь, в России, не нужно выкладываться. Но это не так.
— Но вряд ли кто-нибудь мог вас осудить: ведь вам бежать многодневку. Зачем вообще нужен был этот подвиг? Срываться на один день в Россию, снова уезжать в Европу...
— Может, вы и правы. У меня была мысль, что довольно выгодно остаться в Европе. Но только не в швейцарском Давосе, где мы были в последнее время. Там очень высокие горы. Но при этом сам город находится не на вершине, а в ущелье. Из-за этого довольно трудно дышать. В воздухе мало кислорода. Единственный удобный вариант — сразу поехать в Оберхоф. Именно так поступила олимпийская чемпионка Евгения Медведева. Но, повторяю, о своем приезде в Россию не жалею. Мы обязаны бегать и для своих болельщиков тоже.
— Сейчас вам предстоит бежать Tour de Ski, а спустя месяц выходить на старт чемпионата мира. Чему отдаете предпочтение?
— Для меня оба старта одинаково важны. Я надеюсь, что сил хватит. Не зря же я пахал все лето.
— Новый год опять не сможете как следует отметить?
— Ну почему же?! Символически выпьем по бокалу шампанского. Причем в сборной обычно мы встречаем Новый год несколько раз — по мере того, как он идет по стране. Сначала по времени Екатеринбурга, затем — Ханты-Мансийска. Завершим еще местным. Но на большее рассчитывать не приходится. Наутро у нас будет гонка.