Анализируем обстоятельства, приведшие к тому, что россияне с треском проиграли заключительный матч группы A.
Эксперименты Черчесова
Перед матчем много спорили, имеет ли право Станислав Черчесов экспериментировать с составом, планировать его с учетом предстоящего матча в 1/8 финала, жертвовать так или иначе качеством игры и результатом, поскольку главная задача — выход из группы — достигнута. Кто-то считал, что лучше продолжать делать ставку на тех, кто добыл победы над Саудовской Аравией и Египтом, не ломать то, что работает. Тренер, однако, решил убрать с поля Александра Головина, на котором «висела» желтая карточка. Вместо него вышел Алексей Миранчук. На правом фланге Марио Фернандеса заменил Игорь Смольников — видимо, чтобы 27-летний защитник ЦСКА отдохнул. Замена Юрия Жиркова на противоположном фланге была еще объяснима — зенитовца беспокоило здоровье. Но две другие перестановки «сломали» игру россиян.
Головин давал в центре поля нужный объем и создавал первую линию отбора. К тому же снабжал партнеров передачами. Миранчук ничего этого не показал. Он хорош в контратакующей игре, в которую соперник сыграть не дал. Смольников выдал матч-катастрофу, удалившись на 36-й минуте, после чего стало ясно, что игру не спасти. Трудно вспомнить, когда Смольников в последний раз показывал хорошую игру. Выбор Черчесова можно объяснить только тем, что результат матча с Уругваем был для него неважен.
Очередной «привет» от Акинфеева
Игорь Акинфеев вроде надежный вратарь. Но в его карьере присутствует элемент трагизма. Например, ошибки на крупных турнирах, которые он регулярно допускает и от которых страдает сборная. Вспомнить, например, мяч, пропущенный на предыдущем чемпионате мира в матче с Кореей, когда он не справился с дальним ударом. Или его выход к линии штрафной в заключительном матче группового турнира Кубка конфедераций против Мексики — тогда он снес игрока, но не помешал ему поразить ворота. Сейчас Акинфеев хотел сыграть как лучше, сместился в дальний угол, думая, что Суарес направит мяч со штрафного туда. Но Луис оказался еще хитрее: ударил в точку, где должен был стоять вратарь, поняв, что он оттуда уйдет. Надо было не гадать, а делать то, что нужно, — тогда гола можно было избежать. То, что Акинфеев — классный вратарь, он доказал в дальнейшем, отразив несколько опаснейших ударов. Но порой его «замыкает» — как было, кстати, и в Лиге чемпионов, где он пропускал голы в течение одиннадцати лет. Что это, как не рок?
Не закрыли «стандарты» соперника
В двух предыдущих матчах чемпионата мира Уругвай забивал голы со стандартных положений. В игре против Египта (1:0) Хосе Хименес отличился на последних минутах, замкнув головой подачу с углового. Ситуация повторилась в игре против Саудовской Аравии, когда был подан угловой, но забивал уже Суарес после неудачного выхода вратаря (1:0). Странно, что наши не уделили должного внимания «стандартам» Уругвая. А может, не нашли против них оружия. Потому что два мяча влетели в ворота Акинфеева после угловых — когда забивали Диего Лаксальт с помощью Дениса Черышева и Эдинсон Кавани на последней минуте. Еще один Суарес послал в сетку прямым ударом со штрафного. Соперник явно сделал то, на что рассчитывал. Голов было едва ли не больше, чем опасных ситуаций у наших ворот.
Соперник вышел классом
Прав Виталий Мутко, отвечающий теперь за строительство, но успевший хорошо изучить футбол: в этот день мы противостояли тем, кто в «барселонах» играет. Действительно, игроки сборной Уругвая Луис Суарес, Эдинсон Кавани, Диего Годин, Матиас Весино, Родриго Бентанкур выступают соответственно за «Барселону», ПСЖ, «Атлетико», «Интер», «Ювентус», а из наших только Денис Черышев играет за испанский «Вильярреал» (не считая Владимира Габулова), но и его пришлось менять из-за сумасбродства Смольникова. Можно сказать, что «небесные» обыграли россиян на классе. Как только возросли индивидуальное мастерство соперника, скорости, уровень единоборств, наши козыри, продемонстрированные в матчах с Аравией и Египтом, сошли на нет. Поэтому и Артем Дзюба выглядел не так волшебно, и Юрий Газинский, и Александр Самедов; и оборона играла с ошибками, которых раньше не допускала.
«Молчание» Дзюбы
Артем Дзюба, забивавший в двух предыдущих матчах, на этот раз промолчал. В переносном смысле. Так-то он говорил много и таким образом, что все понимали, что он сказал. Если бы форвард преобразовал все свои слова хотя бы в один точный удар, можно было переломить ход игры даже вдесятером. А так после удара Артема с левой во втором тайме болельщики сборной России дружно выкрикнули то, что форвард говорил на камеру. Диего Годину так надоели матюги, что он дал Дзюбе по носу, после чего тот замолчал. Потом уругваец еще и пришел в штрафную, чтобы организовать третий гол и все закончить.