Нет числа всевозможным энхаэловским трансферам. Игрока, задержавшегося в команде на пять лет, уже называют ветераном. Впрочем, в море хоккейных перемен все же остались маленькие островки исключений. Это люди, десятилетиями продлевающие прописку в одном-единственном клубе. Благодаря их постоянству все еще живы традиции.
Джо Сакик, задрафтованный «Квебеком» 13 июня 1987 года, на протяжении уже более 20 лет хранит верность своей команде. «Нордикс» успели за это время сменить название, перебраться в Колорадо и пропустить через себя не одну сотню хоккеистов. Но была у них одна константа, имя которой — Супер-Джо. Вдумайтесь: Сакик провел за клуб более полутора тысяч матчей! Канадец словацкого происхождения не просто лидер и культовый хоккеист «Лавин». Он своеобразная связь времен и целых поколений в НХЛ.
«Джо — наш Дункан Маклауд», — гласил один из шутливых плакатов болельщиков «Эвеланш», напоминающий о бессмертном Горце.
Учитывая, что штат Колорадо расположен в горах, аналогия более чем уместна. На вопрос о возможной смене клуба Сакик лишь качает головой:
«Никогда не понимал парней, меняющих команды как перчатки. В Денвере меня все устраивает, поэтому надеюсь остаться здесь до конца карьеры».
Нужно ли говорить, что свитера с фамилией Сакика идут там нарасхват? Впрочем, юному фанату «Колорадо» вовсе не обязательно тратить деньги. Проще спросить фуфайку звезды у отца или у старшего брата, которые наверняка уже давно приобрели бессменно-актуальный атрибут.
Из хоккеистов, родившихся в США, к успеху Джо наиболее близок Майк Модано. «Северные звезды» из Миннесоты (предшественники нынешнего «Далласа») выбрали Майка в 1988-м. Стоит отметить и выходцев из Старого Света. Шведский защитник «Детройта» Никлас Лидстрем, немецкий голкипер Олаф Колциг из «Вашингтона», а также монреальский финн Саку Койву давно превратились в символы своих клубов.
Среди россиян, верных своему заграничному месту работы, выделяются двое. Евгений Набоков номинально стал вратарем «Сан-Хосе» в июне 1994 года. Правда, заиграл в команде он лишь через пять лет, предварительно пройдя школу низших заокеанских лиг. Тем не менее фактически Набоков — главный долгожитель в нынешнем составе «Акул». Сергей Брылин оказался в «Нью-Джерси» в том же 1994-м, но в отличие от Евгения сразу начал выступать за свой клуб. И с тех пор наш форвард как будто продал душу «Дьяволам». Такая стабильность приносит плоды: со своей командой Сергей трижды выигрывал Кубок Стэнли. И хотя у «Нью-Джерси» есть более старый «черт» (вратарь Мартин Бродер), достижение Брылина можно назвать выдающимся. Серия из 14 сезонов и более 800 матчей подряд за одну команду стала рекордной для российских легионеров.
В коллекции трофеев Сергея Зубова два чемпионских перстня. Первый был заработан в «Рейнджерс», где хоккеист начинал свою карьеру. А второй (и, возможно, не последний) — в «Далласе», чьи цвета Сергей защищает с 1996 года по сей день. Максим Афиногенов и Александр Фролов тоже нашли за океаном по-настоящему свои клубы. Афиногенова подписали в «Баффало» в 1997-м, а Фролова — в «Лос-Анджелес» тремя годами позже. Оба считаются главными «дедами» в этих командах.
Годы в клубе
Россияне
Сергей Брылин («Нью-Джерси») — 14
Евгений Набоков («Сан-Хосе») — 14
Сергей Зубов («Даллас») — 12
Максим Афиногенов («Баффало») — 11
Александр Фролов («Лос-Анджелес») — 8
Действующие «долгожители» клубов НХЛ
Джо Сакик («Колорадо») — 21
Майк Модано («Даллас») — 20
Никлас Лидстрем («Детройт») — 19
Олаф Колциг («Вашингтон») — 19
Мартин Бродер («Нью-Джерси») — 18