• При чем тут олимпийские идеалы?

    Диалог

    26.07.14 00:05

    Череда допинговых разоблачений российских атлетов вызвала огорчение и недоумение у болельщиков. И нескрываемое раздражение у официальных лиц — руководителей нашего спорта. В редакции же «Спорта День за Днем» вызвала оживленный диалог.

    Сергей Бавли: Чтобы сразу же обозначить тему и заострить вопрос, назвал бы борьбу с допингом в современном ее понимании фарсом. Но ближе все-таки термин «фарисейство», потому что, во-первых, на кону стоят гигантские деньги. А во-вторых, МОК, в чьем ведении и ВАДА, и весь этот многомиллиардный бизнес, декларируя борьбу за здоровье атлетов, протаскивает в программу Олимпиад женскую тяжелую атлетику, борьбу и бокс, раздувает дисциплины выносливости до дистанций, которые заведомо не осилить без фармакологической подпитки, колоссально увеличивает нагрузки на спортсменов.

    Сергей Бурый: Добавлю к этому, что охоту на спортсменов можно назвать популярным сегодня словечком «санкции». Прежде всего наказывают представителей тех стран, кто чем-то провинился. Спортивная Россия всегда находится под ударом, поскольку имеет огромное влияние, но порой не подчиняется общим правилам. В этом плане показателен один момент: наши позиции в легкой атлетике всегда были сильны, ведь глава отечественной федерации Валентин Балахничев играет не последнюю роль в федерации международной, однако летом эти позиции как будто бы ослабли. Посыпались допинговые скандалы. Это тоже санкции?

    Нельзя верить в абсолютную честность организации, решающей, кого «награждать» дисквалификациями. Ведь своих они не сдают. Бьорндален — великий спортсмен, спору нет. Но есть оговорка. Астматик. Однако его никогда не поймают, ведь биатлоном «рулят» норвежцы. Зато россиян вылавливают одного за другим. Все помнят скандал перед Ванкувером, но кто бы мог подумать, что перед Сочи ситуация повторится?

    Уверен, легендарного велосипедиста Армстронга тоже никто бы не поймал (пусть и смотрели на него косо), если бы Лэнс не «дурканул», добровольно признав свою вину. Армстронг — икона спорта, человек, победивший тяжелую болезнь. Было ясно, что он принимал запрещенные препараты, но американец был как бы за скобками, пока сам эти скобки не сломал.

    А Старых, Ефимова, Лашманова — кто они такие в глазах буржуев-воротил? Рядовые чемпионы без звездного статуса.

    Получается, ни о какой справедливости говорить не приходится.

    Сергей Бавли: Можем вспомнить и то, что крайне редко попадаются на допинге представители стран, спонсирующих МОК и ВАДА, здесь речь идет, разумеется, об американцах. Мы же явно проигрываем в умении договариваться. Обратим внимание и на очень важный момент. Несколько популярнейших видов спорта, могущих позволить себе не «ложиться» под МОК, почти не страдают от разоблачений своих спортсменов, от чего их популярность только растет. Подобных скандалов почти нет в футболе, ибо ФИФА мало волнует олимпийский турнир. Аналогичная ситуация в хоккее. Если НХЛ перестанет отпускать своих мастеров на Белые олимпиады, ясно же, кто больше пострадает. ВТА готова удовлетвориться Большим шлемом и остаться без Игр, а вот МОК без тенниса колоссально потеряет. Ну и НБА, разумеется. Кому нужен на Играх баскетбольный турнир без звезд?! Эти федерации разговаривают с МОК с позиции силы. И все прекрасно. У меня возникает крамольный вопрос: а нужна ли спорту высших достижений пресловутая борьба с фармакологической подпиткой, лишающая атлета права на лечение (ведь почти все запрещено)?

     

    Сергей Бурый: Нельзя не согласиться с тем, что надо прекратить мучить спортсменов. Есть еще одна слегка избитая, но довольно интересная мысль: не стоит отнимать у атлетов медали, даже если их поймали на допинге. Ведь как получается: наблюдают болельщики за соревнованиями, переживают, а потом оказывается, что все это было напрасно, ведь результат определяет пробирка. Можно не отбирать награды, а просто делать пометку: «Завоевал золото, позавтракав эритропоэтином». Как к этому относиться — каждый болельщик решит сам.

    Что касается разговора с ВАДА с позиций силы, я удивлен, почему Россия здесь до сих пор так ни разу и не вдарила кулаком по столу. Прославленный чемпион Владимир Аликин говорил, что крамольное ванкуверское дело можно было легко выиграть, ведь там имелось столько нестыковок. Но от борьбы за правду почему-то решили отказаться.

    Сейчас и от Балахничева, и от Виталия Мутко, и от многих других мы слышим заявления, что нужно бороться с допингом внутри страны. Это дело, конечно, хорошее, но внешний враг посильнее будет, поэтому на него тоже необходимо найти управу.

    Пока что наши спортсмены перепуганы, они прячутся. Чемпионка мира по прыжкам в высоту Светлана Школина решила взять паузу, олимпийская чемпионка в барьерном беге петербурженка Наталья Антюх старается выступать как можно меньше, недавно снялась с соревнований вроде как из-за отравления…

    В этой игре под названием «Поймай меня, если сможешь» россиян ловят очень легко. Об этом стоит задуматься прежде всего не врачам, тренерам и спортсменам, а чиновникам.

    Сергей Бавли: Не стоит забывать, что в разряд запрещенных стимуляторов угодили и препараты, способствующие реабилитации атлетов. А это уже прямой урон их здоровью. Отмена борьбы с частью стимуляторов (наркотики, разумеется, под строжайшим запретом) превращает спортсменов в своего рода очень богатых гладиаторов. Но ведь это — реальное положение дел, его не изменить. Тут главное — никаких тайн. Родители, приводя ребенка в школу олимпийского резерва, должны знать не только про славу и деньги, но и про возможный вред здоровью. А зрители, любуясь соревнованиями, должны быть уверены в том, что присутствуют при выявлении победителя и награждении его. А не при первом акте трагикомедии, в сценарии которой — допинг-контроль с последующим изъятием медали и вручением кому-то другому. Кто на их глазах проиграл.


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»