• Президент Петербургского парусного союза Сергей Алексеев: Хотим собрать 100 тысяч человек на Яхтенной неделе

    В Петербурге стартует Балтийская яхтенная неделя
    Президент Петербургского парусного союза Сергей Алексеев: Хотим собрать 100 тысяч человек на Яхтенной неделе - фото

    В Северной столице проходит Балтийская яхтенная неделя — одно из крупнейших российских событий года в парусном спорте. Водный фестиваль проходит с 13 по 19 августа. Еще один шанс вспомнить, что съездить на море можно, не покидая Петербург. Глава РОО «Санкт-Петербургский парусный союз» Сергей Алексеев рассказал корреспонденту «Спорт День за Днем» о том, чего ждать под занавес Яхтенной недели и почему у петербургских яхтсменов нет олимпийских медалей.

    Чем отличается стаксель от бом-брамселя?

    — Балтийская яхтенная неделя-2018 в самом разгаре. Что уже произошло и что еще случится на берегах Невы?
    — Мы открыли выставку «300 лет парусному спорту» в Нарышкином бастионе Петропавловской крепости. Выпустили книгу о Невском флоте — первом в мире яхт-клубе, созданном Петром Великим. Он раздал своим сподвижникам яхты. Они собирались по сигналу и ходили в Стрельну, Ревель, Кронштадт. Были гонки на скорость. Выставка показывает разные этапы развития русского флота — от Петра I до советских времен и современности. 

    18—19 августа у нас апофеоз: парад яхт напротив Петропавловки и «открытый трап»: возможность посетить четыре корабля. Узнать, чем отличается стаксель от бом-брамселя. Ближе к вечеру — балет парусов. Яхты будут демонстрировать балетные па на воде под музыку великих композиторов. Для меня балет — самая интересная часть недели. Это очень красиво.

    — Чувствуете интерес петербуржцев к мероприятию?
    — Яхт-клубы проводят дни открытых дверей, и заявок там больше, чем они могут принять. В прошлом году Яхтенная неделя собрала 60 тысяч зрителей. В этот раз надеемся взять планку в 100 тысяч. Хотя я был против названия «Балтийская яхтенная неделя». Считаю, что нужно вернуться к варианту «Петербургская парусная неделя». Должна быть привязка к городу, имеющему великие парусные традиции.

    Среди членов Парусного союза нет милионеров

    — В первый день Балтийской яхтенной недели обсуждались проблемы парусного спорта в России.
    — Мы провели три круглых стола. Обсуждались государственно-частное партнерство в воссоздании структуры яхт-клубов России, проблемы проведения парусных  соревнований и вопросы детско-юношеского парусного спорта.

    Нам нужно развивать туристическое парусное движение. В Таллин и Хельсинки ежегодно заходят 10 тысяч яхт, а в Петербург — около сотни. Скептики говорят, что больше к нам никогда и не придет. Нужно улучшить законодательство. Создать инфраструктуру. Не хватает соревнований. У нас нет возможностей для проведения масштабных оффшорных гонок, поскольку нет больших яхт. Многое можно создать, но везде свои проблемы.

     

    — Какие?
    — Очень сложно найти акваторию. Скажем, вокруг Петропавловской крепости идеальные условия для зрителей, а наглядность, удобство трансляций — главный тренд современного спорта. Однако у Петропавловки место вечно занято — повсюду коммерческие проекты. Хорошая площадка у парка 300-летия, но там слишком мелко, яхтам не подойти к берегу. В Кронштадте нет инфраструктуры. Сейчас мы потихоньку развиваем ее, но нужно время. Есть намывные территории у Морского порта, где можно было бы создать идеальную парусную площадку, но частные компании там все скупили.

    Проблема детского спорта в отсутствии единства. Спорткомитет и ШВСМ сами по себе, отдельные клубы сами по себе. Вроде бы, есть спортсмены и тренеры, а результатов нет. Олимпийских медалей у петербургских яхтсменов нет. В Рио-де-Жанейро-2016 Стефания Елфутина взяла бронзу, но ведь она не петербурженка.

    — Что делать?
    — Я предлагаю сделать Центр по развитию парусного спорта на базе Петербургского речного яхт-клуба профсоюзов. У нас есть тренерские  кадры. Есть возможность для подготовки новых тренеров на кафедре водных видов в университете Лесгафта. Постепенно начинается возрождение яхт-клубов. Не хватает координации. Нужен единый центр. Для его создания необходимо решение правительства города.

    — До сих пор есть стереотип, что парусный спорт — слишком дорогой. Не для всех. 
    — Это заблуждение. 120-метровые яхты богачей к парусному спорту никакого отношения не имеют. Если вы посмотрите список членов Парусного союза, то миллионеров там не увидите. Это средний класс. Рабочий класс. Пенсионеры. И так во всем мире. Наш спорт держится на обычных людях.

    — В Петербурге холодный климат. Парусный сезон короткий.
    — Сейчас в мире нет границ. Скажем, Яхт-клуб Санкт-Петербурга создал базу в Испании. Можно договориться о тренировках в Сочи, хотя там плохие условия. Правда, сейчас России грозит исключение из Международной федерации парусного спорта (World Sailing) за проведение гонок в Крыму без согласия украинских коллег.

    — Все настолько серьезно?
    — Да, но у нас есть опыт юридической защиты. Перед Олимпиадой в Рио-де-Жанейро-2016 наших яхтсменов обвинили в допинге. (На Игры не допускали российского яхтсмена Павла Созыкина, чья фамилия фигурировала в отчетах о расследованиях ВАДА. Из-за этого распадался сильный экипаж класса 470 — Созыкин/Денис Грибанов. После долгой работы с российской стороны совет директоров World Sailing одобрил заявку Созыкина, но допуск в последний момент выбил россиян из подготовительного ритма. В Рио-2016 дуэт Грибанов/Созыкин занял 13-е место — «Спорт День за Днем».) Вы можете себе представить?! Какой допинг в парусном спорте? Разве что крепкие напитки, чтоб согреться, когда холодно. Мы подали иск в суд и выиграли. Нас допустили на Олимпиаду. Думаю, что исключить из World Sailing нас не рискнут.


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»