• Прерванный полет

    История с фотографией

    22.04.09 23:48

    Карьера Вячеслава Лаврова может (да и должна) служить примером для подражания. Тем более в нашем городе, не избалованном до последнего времени обилием хоккейных звезд. Лавров же соответствовал этому рангу на все сто процентов. Ему не довелось стать чемпионом СССР или выиграть Олимпиаду, но кому это удавалось в нашей стране до развала великого ЦСКА? Единицам. А Лавров мог бы иметь все это, мог перебраться в столицу, быть на виду у тренера сборной, но не раз отказывался от предложений из Москвы. Сохранял верность питерскому СКА 11 лет, пока на берегах Невы в нем нуждались.

    Признаться, такого патриотизма трудно ожидать и от доморощенных игроков, а Лавров родился в Кирове и свой путь в спорте начинал в «Олимпии» из Кирово-Чепецка. Внимание селекционеров ЦСКА он привлек к себе уже в 16 лет. Выделялся скоростью, отличным катанием, голевым чутьем, физическими данными.

    Когда летом 1979 года пришло время служить в армии, Вячеслав оказался в лучшей команде страны — ЦСКА. Виктор Тихонов на тренировочном сборе оценил новичка по достоинству и готовил к дебюту в первой команде. Помешала травма — московские армейцы в те времена могли позволить себе никого не ждать и легко отказались от перспективного, но слишком молодого нападающего.

    Лавров оказался сначала в фарм-клубе ЦСКА — СКА МВО из Калинина (ныне Тверь), а оттуда его забрали ленинградские армейцы. 5 апреля 1980 года Вячеслав дебютировал в высшей лиге чемпионата СССР. В интересах команды ему пришлось перейти из центра на фланг, но его связка с Александром Андреевым сразу заставила говорить о себе. К середине 1980-х Лавров был настоящим лидером СКА, на протяжении трех сезонов подряд становился ее лучшим бомбардиром.

    Бронза 1987 года для Вячеслава стала не только делом жизни, но и пиком карьеры. Он пробился в сборную СССР, что по тем временам для немосквича было равносильно подвигу. Поговаривали, что Тихонов взял его в турне по Северной Америке только потому, что Лавров со своими габаритами мог потолкаться у бортов и эффективно противостоять силовому стилю энхаэловцев. То, что ленинградца потом не взяли на чемпионат мира, послужило косвенным доказательством несовместимости его стиля с манерой игры сборной. Но поклонникам СКА до этих рассуждений дела не было.

    Болельщики встречали объявление его фамилии восторженным ревом. И неспроста: Лавров не только никогда не отказывался дать автограф или сфотографироваться с фанатами, но и помогал в поездках. То уговорит клубное руководство взять болельщиков на дальний выезд, то денег одолжит, а то и вовсе за свой счет накормит. Мог всю ночь в поезде Москва — Ленинград проговорить с простыми болельщиками…

     

    В 1990-м Лавров ушел из СКА. На понижение, в тольяттинскую «Ладу», которая тогда играла в первой лиге. Потом были финские клубы, краткое возвращение уже в Петербург, вновь Финляндия. После завершения карьеры Вячеслав работал в СДЮШОР СКА с командой 1987 года рождения.

    Лаврова обожали дети — не раз приходилось видеть его перед стареньким Дворцом спорта СКА после очередного матча, облепленным совсем юными болельщиками. Вячеслав фотографировался с ними, раздавал автографы, подолгу отвечал на вопросы. Иногда принимался показывать руками и корпусом финты или броски. Так и стал после завершения карьеры детским тренером, на что способен далеко не каждый спортсмен.

    По признанию специалистов, Лавров был идеальным наставником для молодежи. Никогда не давил авторитетом, не унижал детей. Старался быть с ними на равных, готов был объяснять тонкости хоккейной науки часами. Мог, конечно, и пожурить, но всегда старался найти во всем положительные стороны. Недаром команда, с которой работал Лавров, считалась сильнейшей в России в своем возрасте.

    Увы, 12 мая 2000 года летевший на большой скорости по Ждановской набережной грузовик сбил Лаврова. Удар был такой силы, что легендарный форвард и начинающий тренер мгновенно скончался. Он так и не успел превратиться из подающего надежды в выдающегося специалиста. 30 апреля Вячеславу Лаврову исполнился бы 51 год…

    Вспоминает брорнзовый призер чемпионата СССР — 1987 Николай Маслов:

    — Не сказал бы, что Лавров был игроком силового плана. Скорее это был техничный, умный игрок. Особенно хорошей была их связка с Сергеем Лапшиным и Михаилом Кравецом. В 1987-м СКА завоевал бронзу, и большой вклад в победу внесла именно их тройка. Помню, как-то мы играли на первенство Союза. Матч был очень напряженным. На одного нашего хоккеиста попытались физически воздействовать, и Лавров, не раздумывая, бросился его защищать. В жизни Слава был порядочным, хорошим человеком. Всегда был готов прийти на выручку, стоило только попросить. Еще он был очень веселым. Помню, раньше мы постоянно сидели на сборах, но он и Лапшин были из тех ребят, с которыми не соскучишься. Мы постоянно играли в шахматы, нарды, домино… И всегда было весело. Честно говоря, не могу судить о нем как о тренере, поскольку Вячеслав работал с детьми. Но по отзывам Лавров был сильный специалист. Его команда всегда давала хороший результат. К тому же он умел находить общий язык с родителями игроков, что на самом деле очень непросто. Не сказал бы, что мы были близкими друзьями, но всегда замечательно относились друг к другу. Очень дружили между собой наши жены. Смерть Славы стала для меня большим потрясением и личной трагедией.


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»