В этот уик-энд Большой цирк проведет последнюю гастроль на японской трассе «Сузука» (с будущего сезона японский Гран-при переберется на другую трассу – «Фудзи»). Это будет уже 20-я постановка самой скоростной «труппы» мира на этой «сценической площадке». Такими поистине шекспировскими страстями, которыми из года в год гонщики баловали японских зрителей, могут похвастать считанные единицы автодромов планеты.
Вас не убеждают подобные лирические отступления? Тогда обратимся к сухому языку цифр. Гран-при Японии разыгрывается на «Сузуке» с 1987 года. И 9 раз из 19 именно на этой трассе решалась судьба чемпионского титула! Конечно, в определенной степени это объясняется удачным календарем. В Европе, как известно, осенью уже бывает холодно, поэтому Стране восходящего солнца и более теплого климата чиновники FIA сразу подыскали место в самом конце «формульного» сезона. Чаще всего японский этап был в календаре предпоследним, несколько раз и вовсе замыкал чемпионат.
1989 годПеред Гран-при Японии:
После Гран-при Японии:
Чемпион мира – Ален Прост И вновь два самых великих гонщика той эпохи решили свести счеты именно на предпоследнем этапе чемпионата. Бразилец снова выиграл квалификацию, француз опять на старте вышел в лидеры гонки. Отчаянная борьба двух «Макларенов» за лидерство продолжалась 47 кругов. Наконец очередная попытка обгона со стороны Сенны закончилась плачевно: Прост предпочел «захлопнуть калитку» – и оба красно-белых болида улетели в гравий. Француз спокойно покинул машину, а бразилец уговорил стюардов вытолкнуть его обратно и даже умудрился после этого прийти к финишу первым! Однако стюарды гонки Сенну дисквалифицировали: в те времена правило, запрещающее на трассе постороннюю помощь, неукоснительно соблюдали. На последнем этапе – в Австралии – Ален Прост демонстративно отказался стартовать из-за ливня. Впрочем, и Айртону Сенне дождь помочь уже не мог… 1987 годПеред Гран-при Японии:
После Гран-при Японии:
Чемпион мира – Нельсон Пике * Первое число означает количество очков, шедших в зачет чемпионата мира, в скобках – общее количество очков. В то время в общий зачет личного чемпионата мира шли 11 лучших результатов из 16 – именно этим объясняются скобки напротив имени Нельсона Пике. Через год такой регламент приведет к удивительным последствиям (об этом – чуть ниже). А сейчас, за два этапа до конца первенства, бразильцу в Японии было необходимо просто не подпустить своего более молодого товарища по «Уильямсу» Найджела Мэнселла на дистанцию для атаки. Впрочем, тот самоустранился. Во время квалификации Найджел попал в аварию, повредил спину и был вынужден сняться с соревнований. Так еще до старта гонки Нельсон Пике, по сути, выиграл свой третий чемпионский титул. Кстати, сам бразилец в Японии «чемпионской прыти» не показал: квалифицировался лишь пятым, а в гонке из-за проблем с двигателем сошел за пять кругов до финиша. 1988 годПеред Гран-при Японии:
После Гран-при Японии:
Чемпион мира – Айртон Сенна Исход противостояния двух лидеров непобедимого в этот год «Макларена» был решен именно здесь при самых драматичных обстоятельствах. Сенна выиграл квалификацию (вторым, естественно, был Прост), но заглох на старте. Бразильца спасло лишь то, что стартовая прямая на «Сузуке» идет под уклон. Еле-еле набирая скорость, Сенна все-таки завел машину. Сразу оказавшись в середине пелетона, Айртон после первого круга был уже восьмым, после второго – шестым, а к 16-му кругу вышел на второе место! Еще 12 кругов бразильцу потребовалось на то, чтобы догнать и перегнать своего «заклятого друга». На финише Прост отстал от Сенны на 13 секунд и лишился шансов обогнать Айртона в общем зачете. Так Человек Дождя выиграл свой первый титул. Кстати, на последних кругах той гонки шел ливень… | 1990 годПеред Гран-при Японии:
После Гран-при Японии:
Чемпион мира – Айртон Сенна 1996 годПеред Гран-при Японии:
После Гран-при Японии:
Чемпион мира – Дэймон Хилл 1998 год Перед Гран-при Японии:
После Гран-при Японии:
Чемпион мира – Мика Хаккинен | 1999 годПеред Гран-при Японии:
После Гран-при Японии:
Чемпион мира – Мика Хаккинен Этот гран-при Японии не только определил победителя первенства, но и поменял претендентов местами. Трудно поверить, но второй пилот «Феррари» перед заключительной гонкой года выигрывал у действующего чемпиона мира 4 очка! Ключевым моментом в тот год стала, без сомнения, авария Шумахера на Гран-при Великобритании: немец сломал ногу и пропустил почти половину сезона, финн потерял своего главного конкурента, а вместе с ним и мотивацию, а Ирвайн неожиданно оказался лидером «Скудерии». Поговаривают, что руководство «Феррари», делавшее ставку на Шумахера, было обескуражено перспективой победы Ирвайна в чемпионате. Впрочем, ирландец и сам перестарался: в квалификации он разбил машину и оказался лишь пятым. Выздоровевший к этому времени Шумахер завоевал поул, но был вынужден пропустить Хаккинена уже на старте. После этого финн уверенно довел гонку до победы, немец даже не удосужился пропустить «лидера команды», Ирвайн финишировал третьим. 2000 годПеред Гран-при Японии:
После Гран-при Японии:
Чемпион мира – Михаэль Шумахер Одно из последних сражений Михаэля Шумахера с соперником, которого сейчас немец называет лучшим своим оппонентом. Гран-при Японии вновь стал предпоследним этапом чемпионата, и в случае победы у Хаккинена оставались шансы побороться за титул на заключительной гонке года – в Малайзии. И он боролся! В квалификации Мика проиграл Михаэлю всего 0,009 секунды, а в воскресенье вновь был быстрее немца на старте. Однако судьбу гонки – а вместе с ней и чемпионского титула – решил технический директор «Феррари» Росс Браун. В переменчивых погодных условиях он выбрал лучшую тактику, и после второго пит-стопа Шумахер вышел в лидеры. На финише Хаккинен проиграл ему меньше двух секунд! Это была первая победа гонщика «Феррари» в чемпионате мира с 1979 года. И первый титул Михаэля с 1995 года! 2003 годПеред Гран-при Японии:
После Гран-при Японии:
Чемпион мира – Михаэль Шумахер Никакой интриги у этой гонки наверняка не было бы, не вмешайся в очередной раз погода. Дождь в квалификации перетасовал пелетон, как колоду карт. В итоге главный фаворит оказался лишь 14-м, а его единственный конкурент – 8-м. Чтобы стать чемпионом мира, Райкконену было необходимо побеждать самому, а также надеяться на сход Шумахера. Михаэлю же при любых раскладах было достаточно финишировать восьмым. Что он и сделал. Проведя, возможно, худшую гонку в сезоне, немец четко выполнил программу-минимум. Впрочем, поводов для беспокойства у него не было: второй пилот «Феррари» Рубенс Баррикелло не позволил Райкконену справиться с его задачей – первым финишировал бразилец. |