• Последняя битва при Сузуке

    06.10.06 15:59

    Последняя битва   при Сузуке - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK-Photo

    В этот уик-энд Большой цирк проведет последнюю гастроль на японской трассе «Сузука» (с будущего сезона японский Гран-при переберется на другую трассу – «Фудзи»). Это будет уже 20-я постановка самой скоростной «труппы» мира на этой «сценической площадке». Такими поистине шекспировскими страстями, которыми из года в год гонщики баловали японских зрителей, могут похвастать считанные единицы автодромов планеты.

    Вас не убеждают подобные лирические отступления? Тогда обратимся к сухому языку цифр. Гран-при Японии разыгрывается на «Сузуке» с 1987 года. И 9 раз из 19 именно на этой трассе решалась судьба чемпионского титула! Конечно, в определенной степени это объясняется удачным календарем. В Европе, как известно, осенью уже бывает холодно, поэтому Стране восходящего солнца и более теплого климата чиновники FIA сразу подыскали место в самом конце «формульного» сезона. Чаще всего японский этап был в календаре предпоследним, несколько раз и вовсе замыкал чемпионат.

    1989 год

    Перед Гран-при Японии:

    1. Прост – 76 (81) очков;
    2. Сенна – 60 очков.

    После Гран-при Японии:

    1. Прост – 76 (81) очков;
    2. Сенна – 60 очков.

    Чемпион мира – Ален Прост

    И вновь два самых великих гонщика той эпохи решили свести счеты именно на предпоследнем этапе чемпионата. Бразилец снова выиграл квалификацию, француз опять на старте вышел в лидеры гонки. Отчаянная борьба двух «Макларенов» за лидерство продолжалась 47 кругов. Наконец очередная попытка обгона со стороны Сенны закончилась плачевно: Прост предпочел «захлопнуть калитку» – и оба красно-белых болида улетели в гравий. Француз спокойно покинул машину, а бразилец уговорил стюардов вытолкнуть его обратно и даже умудрился после этого прийти к финишу первым! Однако стюарды гонки Сенну дисквалифицировали: в те времена правило, запрещающее на трассе постороннюю помощь, неукоснительно соблюдали. На последнем этапе – в Австралии – Ален Прост демонстративно отказался стартовать из-за ливня. Впрочем, и Айртону Сенне дождь помочь уже не мог…


    1987 год

    Перед Гран-при Японии:

    1. Пике – 73 (76)* очка;
    2. Мэнселл – 61 очко.

    После Гран-при Японии:

    1. Пике – 73 (76) очка;
    2. Мэнселл – 61 очко.

    Чемпион мира – Нельсон Пике

    * Первое число означает количество очков, шедших в зачет чемпионата мира, в скобках – общее количество очков.

    В то время в общий зачет личного чемпионата мира шли 11 лучших результатов из 16 – именно этим объясняются скобки напротив имени Нельсона Пике. Через год такой регламент приведет к удивительным последствиям (об этом – чуть ниже). А сейчас, за два этапа до конца первенства, бразильцу в Японии было необходимо просто не подпустить своего более молодого товарища по «Уильямсу» Найджела Мэнселла на дистанцию для атаки. Впрочем, тот самоустранился. Во время квалификации Найджел попал в аварию, повредил спину и был вынужден сняться с соревнований. Так еще до старта гонки Нельсон Пике, по сути, выиграл свой третий чемпионский титул. Кстати, сам бразилец в Японии «чемпионской прыти» не показал: квалифицировался лишь пятым, а в гонке из-за проблем с двигателем сошел за пять кругов до финиша.


    1988 год

    Перед Гран-при Японии:

    1. Сенна – 75 (79) очков;
    2. Прост – 72 (85) очка.

    После Гран-при Японии:

    1. Сенна – 84 (88) очка;
    2. Прост – 78 (91) очков.

    Чемпион мира – Айртон Сенна

    Исход противостояния двух лидеров непобедимого в этот год «Макларена» был решен именно здесь при самых драматичных обстоятельствах. Сенна выиграл квалификацию (вторым, естественно, был Прост), но заглох на старте. Бразильца спасло лишь то, что стартовая прямая на «Сузуке» идет под уклон. Еле-еле набирая скорость, Сенна все-таки завел машину. Сразу оказавшись в середине пелетона, Айртон после первого круга был уже восьмым, после второго – шестым, а к 16-му кругу вышел на второе место! Еще 12 кругов бразильцу потребовалось на то, чтобы догнать и перегнать своего «заклятого друга». На финише Прост отстал от Сенны на 13 секунд и лишился шансов обогнать Айртона в общем зачете. Так Человек Дождя выиграл свой первый титул. Кстати, на последних кругах той гонки шел ливень…

    1990 год

    Перед Гран-при Японии:

    1. Сенна – 78 очков;
    2. Прост – 67 (69) очков.

    После Гран-при Японии:

    1. Сенна – 78 очков;
    2. Прост – 67 (69) очков.

    Чемпион мира – Айртон Сенна

    Последняя – и самая короткая – «битва при Сузуке» в исполнении бразильского Волшебника и французского Профессора. Они уже в разных командах (Сенна остался в «Макларене», а Прост перешел в «Феррари»), но не изменяют традиции выяснять отношения в Японии. Удивительно, но первая линия стартового поля в тот день опять повторяет два предыдущих года. Более того – реакция на зеленый сигнал светофора у француза в очередной раз лучше! Но теперь уже и бразилец научился хладнокровно подсчитывать очки. В первом же повороте он целенаправленно идет на таран, даже для виду не пытаясь повернуть руль вправо. Теперь уже Прост обвиняет соперника во всех смертных грехах, а Сенна примеряет чемпионскую корону. Его реакция на случившееся так же проста, как и маневр на трассе: «Я предупреждал, что ради победы в чемпионате готов пойти на столкновение».
    И ведь он действительно предупреждал!..


    1996 год

    Перед Гран-при Японии:

    1. Хилл – 87 очков;
    2. Вильнев – 78 очков.

    После Гран-при Японии:

    1. Хилл – 97 очков;
    2. Вильнев – 78 очков.

    Чемпион мира – Дэймон Хилл

    Японский этап впервые завершал календарь «Формулы-1» – гонку в Австралии перенесли из Аделаиды в Мельбурн, а заодно передвинули с ноября на март. Главным открытием сезона стал Жак Вильнев – до него ни один гонщик, перешедший в «Формулу-1» из «Индикар», таких впечатляющих успехов не добивался. Во многом это была, конечно, заслуга машины, но ведь со своим партнером по «Уильямсу» – более опытным Дэймоном Хиллом – канадец сражался на равных! Впрочем, перед «Сузукой» стало ясно: шансов «с первого захода» стать чемпионом мира у канадца немного: за один этап ликвидировать 9 очков отставания проблематично. Его единственным успехом в той гонке была победа в квалификации. Затем – невнятный старт, после которого Вильнев опустился на 6-е место, и наконец – нерасторопные механики, безалаберно прикрутившие заднее колесо. На 36-м круге канадец сошел с трассы. Дэймон Хилл тем временем уверенно ехал к первому месту.


    1998 год

    Перед Гран-при Японии:

    1. Хаккинен – 90 очков;
    2. Шумахер – 86 очков.

    После Гран-при Японии:

    1. Хаккинен – 100 очков;
    2. Шумахер – 86 очков.

    Чемпион мира – Мика Хаккинен

    Это была одна из самых нервных гонок за всю историю японского Гран-при. Что неудивительно – ведь напряжение копилось на протяжении последних пяти (!)­ недель: именно столько отделяло последний этап сезона от предпоследнего. Первым во время формирования стартовой решетки заглох Ярно Трулли. После второго прогревочного круга нервы не выдержали уже у Михаэля Шумахера, стоявшего на поул-позишн! Так Мика Хаккинен, завоевавший по итогам квалификации второе место, оказался во главе пелетона, а его единственный конкурент – вторым с конца. К чести Шумахера к пятому кругу он выбрался уже на седьмое место, однако лишь для того, чтобы на 31-м круге сойти с трассы из-за прокола колеса. Позже новоявленный чемпион мира рассказал, что последние круги этой гонки он почти не помнит. А босс «Макларена» Рон Деннис утверждал, что Мика в эти минуты пел песни и ругался матом. Разумеется, по-фински.

    1999 год

    Перед Гран-при Японии:

    1. Ирвайн – 70 очков;
    2. Хаккинен – 66 очков.

    После Гран-при Японии:

    1. Хаккинен – 76 очков;
    2. Ирвайн – 74 очка.

    Чемпион мира – Мика Хаккинен

    Этот гран-при Японии не только определил победителя первенства, но и поменял претендентов местами. Трудно поверить, но второй пилот «Феррари» перед заключительной гонкой года выигрывал у действующего чемпиона мира 4 очка! Ключевым моментом в тот год стала, без сомнения, авария Шумахера на Гран-при Великобритании: немец сломал ногу и пропустил почти половину сезона, финн потерял своего главного конкурента, а вместе с ним и мотивацию, а Ирвайн неожиданно оказался лидером «Скудерии». Поговаривают, что руководство «Феррари», делавшее ставку на Шумахера, было обескуражено перспективой победы Ирвайна в чемпионате. Впрочем, ирландец и сам перестарался: в квалификации он разбил машину и оказался лишь пятым. Выздоровевший к этому времени Шумахер завоевал поул, но был вынужден пропустить Хаккинена уже на старте. После этого финн уверенно довел гонку до победы, немец даже не удосужился пропустить «лидера команды», Ирвайн финишировал третьим.


    2000 год

    Перед Гран-при Японии:

    1. Шумахер – 88 очков;
    2. Хаккинен – 80 очков.

    После Гран-при Японии:

    1. Шумахер – 98 очков;
    2. Хаккинен – 86 очков.

    Чемпион мира – Михаэль Шумахер

    Одно из последних сражений Михаэля Шумахера с соперником, которого сейчас немец называет лучшим своим оппонентом. Гран-при Японии вновь стал предпоследним этапом чемпионата, и в случае победы у Хаккинена оставались шансы побороться за титул на заключительной гонке года – в Малайзии. И он боролся! В квалификации Мика проиграл Михаэлю всего 0,009 секунды, а в воскресенье вновь был быстрее немца на старте. Однако судьбу гонки – а вместе с ней и чемпионского титула – решил технический директор «Феррари» Росс Браун.

    В переменчивых погодных условиях он выбрал лучшую тактику, и после второго пит-стопа Шумахер вышел в лидеры. На финише Хаккинен проиграл ему меньше двух секунд! Это была первая победа гонщика «Феррари» в чемпионате мира с 1979 года. И первый титул Михаэля с 1995 года!


    2003 год

    Перед Гран-при Японии:

    1. Шумахер – 92 очка;
    2. Райкконен – 83 очка.

    После Гран-при Японии:

    1. Шумахер – 93 очка;
    2. Райкконен – 91 очко.

    Чемпион мира – Михаэль Шумахер

    Никакой интриги у этой гонки наверняка не было бы, не вмешайся в очередной раз погода. Дождь в квалификации перетасовал пелетон, как колоду карт. В итоге главный фаворит оказался лишь 14-м, а его единственный конкурент – 8-м. Чтобы стать чемпионом мира, Райкконену было необходимо побеждать самому, а также надеяться на сход Шумахера. Михаэлю же при любых раскладах было достаточно финишировать восьмым. Что он и сделал. Проведя, возможно, худшую гонку в сезоне, немец четко выполнил программу-минимум. Впрочем, поводов для беспокойства у него не было: второй пилот «Феррари» Рубенс Баррикелло не позволил Райкконену справиться с его задачей – первым финишировал бразилец.

     

     


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»