Россия доверяет мужчинам-волейболистам больше, чем кому-либо другому. 40-летнего «дядьку» сборной Сергея Тетюхина без колебаний выбрали знаменосцем на церемонии открытия Игр. В постсоветской истории золотые олимпийские победы наших игровиков можно пересчитать по пальцам одной руки, а команда Владимира Алекно может стать двукратным олимпийским чемпионом!
Увы, повторение успеха Лондона-2012 будет сродни чуду. Как будто соперники недостаточно сильны, мы их еще укрепляем. За Италию в Рио сыграют двое выходцев из российских волейбольных династий: могучий диагональный Иван Зайцев, сын Вячеслава Зайцева, и доигровщик Олег Антонов, сын двукратного чемпиона Европы Ярослава Антонова. Для команды Франции мертвые мячи тащит либеро Евгений Гребенников — тоже потомственный волейболист. Однако Вячеслав Зайцев с грустью признает, что дети эмиграции — далеко не единственная проблема для Алекно и компании.
Хотелось бы бояться только сына
— По волейбольным сборным допинговые скандалы ударили не так сильно.
— Все равно нервотрепка до последнего момента осложнила подготовку. Эти допинговые проверки — политическое дело. После них рассуждать о шансах сложно. Мужская сборная России понесла потери. Нет Дмитрия Мусэрского и Александра Маркина. Плохо, что едем всего с тремя доигровщиками. Если с одним что-то случится, Максиму Михайлову придется заняться доигровкой, а Константин Бакун останется единственным диагональным.
— Говорят, сборной России повезло с группой. Согласны?
— Я бы так не сказал. После скандала вокруг российского спорта для нашей сборной любой матч будет трудным. Судьи могут помочь соперникам. Всякое может случиться. Самое сложное начнется в плей-офф. Конечно, вторая группа намного сильнее. Любая вышедшая оттуда команда доставит неприятности в четвертьфинале. Россиянам нужно занять первое место, чтобы психологически раскрепоститься. Если наши будут вторыми или третьими, то могут «поплыть». К сожалению, второе-третье место реальнее первого для нас.
— В такой ситуации Россия может попытаться выбрать себе соперника по четвертьфиналу. Или кто-то в группе A попробует выйти именно на нас...
— Сомневаюсь, что участники олимпийского турнира будут этим заниматься. Нет смысла. Любая ведущая сборная мира может обыграть любую другую в отдельно взятом матче.
— Кого бы вы больше всего опасались на месте Владимира Алекно? Италии с вашим сыном в составе?
— Хотелось бы только его опасаться, но реальность такова, что любой сильный соперник сложен для сборной России. Особенно опасны те, кто играет в быстрый волейбол. В первую очередь Бразилия, Франция, Италия. Поражения последнего года ясно показывают, что наша команда не готова противостоять игре на высоких скоростях. Это доказано матчами Мировой лиги и других турниров. Мы действуем в привычном силовом стиле, а в современном волейболе он утратил эффективность. Нынешние мировые лидеры действуют максимально быстро. Связующие за доли секунды выводят партнера на атаки первым темпом. Задняя линия очень энергично действует при розыгрыше комбинации. К сожалению, для нас все это не характерно. Мы играем по старинке, а другие ушли вперед.
Без Мусэрского нужны новые козыри
— Потеря травмированного Дмитрия Мусэрского невосполнима?
— Естественно. Дело не только в его важности для команды. Прежде всего, соперники боялись Мусэрского и боятся до сих пор. Хотя нет худа без добра. Может быть, в его отсутствие другие игроки заявят о себе. Алекно может выдумать новые взаимодействия. Конечно, сборная России многое теряет. Мусэрский был лидером команды. Он реализовывал львиную долю атак первым темпом. Переламывал ход матча выходом на подачу. Без него нужны новые козыри.
— Хозяева турнира бразильцы удивят чем-то особенным?
— По составу они не суперкоманда. Домашние стены помогают, но напряжение Олимпийских игр может пересилить их влияние. Олимпиада — совершенно особый турнир. Ты можешь блестяще сыграть на чемпионате Европы, даже мира, но не выдержать давления и ощущения важности олимпийской атмосферы. Одержи в 23 года одну победу на Играх — навсегда войдешь в историю. Проведи на отлично десять чемпионатов мира — тебя могут и не вспомнить.
— Вы побеждали и там, и там. Наверняка помните что-то об олимпийской арене — «Маленькой Маракане».
— Мы играли на ней товарищеский матч с бразильцами перед стартом чемпионата мира — 1982, который проходил в Аргентине. К нынешним Играм «Маленькую Маракану» реконструировали, но это все та же арена. Бразильцы нас тогда победили, впали в эйфорию и были уверены, что досрочно стали чемпионами мира. Ну а мы встретились с ними в аргентинском финале и убрали в ноль — 15:3, 15:4, 15:5 по сетам. После этого 77-летний президент Международной федерации волейбола Поль Либо сказал, что впервые в жизни видит такую команду, как сборная СССР.
— А нынешняя сборная России собрана лучшим образом? Владимира Алекно, как главного тренера казанского «Зенита», обвиняют в клубных пристрастиях при подборе состава. Он взял пятерых казанцев — почти полкоманды.
— Обсуждать его решения не в моей компетенции. Скажу одно: в Рио-де-Жанейро едут сильнейшие на данный момент российские волейболисты.