Уже послезавтра, 25 декабря, тренерский штаб сборной России должен объявить окончательный состав команды на Олимпийские игры. Комментаторы «НТВ-Плюс» Дмитрий Федоров и Юрий Розанов рассуждают о причинах и следствиях столь ранней подачи заявки.
Доверие окрыляет
Мнение Дмитрия Федорова
Не понимаю, почему все так ополчились против того, что состав олимпийской сборной надо объявлять 25 декабря. Да, до Игр в Ванкувере почти два месяца. Да, кто-то может получить травму, и тогда придется вводить в команду игрока, который был обижен, уязвлен непопаданием в изначальную заявку, а ничего хуже обиженного спортсмена вообразить невозможно. Да, кандидат за такой промежуток времени способен потерять спортивную форму (хотя этот аргумент мне кажется самым сомнительным — звезды должны себя подготовить к Олимпиаде идеально). Все это отговорки и пересуды для курилок и баров. Честно скажу, в таком раннем объявлении вижу не только маркетинговую составляющую, но и сугубо спортивную.
Человек должен настроиться на важное дело. Игрок должен понять загодя, что он будет делать в феврале. Отдыхать, тренироваться или играть на самом престижном турнире четырехлетия. Психологическую подготовку тоже никто не отменял. Если игрок знает, что в феврале его ждет серьезный стресс (а Олимпиада это гигантский стресс!), то он найдет способ как-то развеяться в оставшееся до Ванкувера время. Хоккеисты — люди молодые, многие любят выпить, потусить в клубах. Пусть они уйдут в отрыв на Новый год, пусть у них будет загул в январе, но они дадут четкое задание своему организму — к февралю надо быть свеженьким. Не только физически, но и эмоционально. Лишь тот, кто правильно распределяет нагрузки по ходу сезона (в том числе и психологические), добивается успеха. Провести регулярку, Олимпиаду и плей-офф максимально сосредоточенным на деле и не позволить себе никакие слабости? Не верю.
Тренеры после объявления состава проводят индивидуальные беседы с кандидатами или рассылают по e-mail свои соображения о том, как будет строиться команда и какие сочетания они задумали. Ведь понимание, с кем играть и как играть, — это и есть подготовка. В конце концов, игроки, которых тренеры планируют выпускать вместе на лед, могут в оставшееся время созваниваться и даже встречаться перед матчами (что в НХЛ, что в КХЛ, если играют за разные команды), чтобы обсудить игровые нюансы. Я, например, знаю, что в Нагано игроки одной пятерки дискутировали друг с другом, как оптимально взаимодействовать. И тренеры не вмешивались в этот процесс, считали его полезным. Любой разумный специалист понимает, что он не способен идеально сформулировать задачу, и что хоккеисты высокого уровня все равно корректируют план под себя, додумывают.
И еще один плюс досрочного объявления — доверие окрыляет. Ковальчук стал капитаном «Атланты» в прошлом сезоне, и, посмотрите, как изменилась его статистика в лучшую сторону. Так и знание, что игрок стал олимпийцем, должно любого подхлестнуть, мобилизовать. Хотя, соглашусь, это скорее идеализация. Если угодно, надежда, что будет именно так.
Можно было бы, конечно, не будь регламента ИИХФ, собрать хоккеистов за несколько дней до турнира и представить аккредитованным в Ванкувере журналистам на пресс-конференции, но в таком мероприятии нет торжественности. В природе человека заложено стремление к красивым церемониям — отсюда и крестные ходы на Пасху, и военные парады, и смена караула в тех местах, в которых уже ничего в наши дни охранять не надо. Объявление состава — это тоже церемония. И, думаю, обставить ее надо изящно. Не пафосно, без лозунгов, но так, чтобы запомнилась. А те, кто не попал в заявку, пусть не отчаиваются. Ведь появятся вакансии, если кто-то травмируется. В общем, отцепленным нельзя унывать. А если они скиснут, то таких слабохарактерных и не надо нам в олимпийской команде.
Рейтинга ради
Мнение Юрия Розанова
Сразу должен оговориться: я не революционер. И стараюсь быть законопослушным гражданином. Не орать с мегафоном на грузовике, не гнуть белый свет под свое «хочу» и прочее. Иначе, оно конечно, «пусть лучше он прогнется под нас», никто не спорит. Но — как бы сам. «Гнуть» же его в рабочее время — это не ко мне. Короче, я воспринимаю это «правило имени 25 декабря» как данность. Хотя оно мне и не слишком нравится.
Я понимаю, что в нашу пиар-эпоху такой предмет для обсуждения, брошенный почтеннейшей публике более чем за месяц до Игр — это подарок. Это игрушка, наиграться которой невозможно. И весь этот месяц различные «согласен» или «не согласен», или «а я бы сделал вот так» будут уносить рейтинг события в поднебесье. Хотя олимпийский хоккей и без того не остается, мягко говоря, без внимания. И, представив себя хоть на минутку организатором события, враз попадаешь в ситуацию, когда отказаться от этого правила — значит быть полным дураком. Вроде как самому у себя рейтинг воровать. Это я понимаю.
Тем более что в случае травм (а сослаться на них хоть и не так просто как у теннисистов, но все же возможно) механизм «дозаявок» все же существует. Поэтому вообще выходит разлюли-малина: и знают все заранее, и игрушку получают для обсуждения, да и игроки уже «не дергаются».
Но мы не устроители. Потому можем поглядеть и немного сторонне. И увидим, что наши недостатки — это продолжение наших достоинств. Всегда ли хорошо то, что «не будут дергаться»? Нет ли в этом оборотной стороны? Пример нашей футбольной сборной — разве не может служить иллюстрацией этой «оборотности?». И разве нет «антилогики» в том, что тренер должен объявлять состав более чем за месяц, без ссылок на плохую или хорошую форму того или иного игрока. «В этом и есть его искусство», — могут сказать. — «Он должен предвидеть». Да, это искусство, отвечу. Но — «должен»-то — почему? Кому? Да моде он должен. Рейтингу. Пиару. Больше никому. Так модно и рейтингово. Значит — так тому и быть. Нынче рейтинг правит миром. Везде.
А давайте на секунду представим, что интернет-комменты исчезли. Ну вот невозможны они. И что тогда? А то, что все «плюсы» рассыпаются враз. И остается работа по доводке до последнего дня. Нормальное, в общем-то, дело. В нашем же случае — давайте еще спрессуем ситуацию. И заставим тренеров (естественно, соблюдая все процедуры, все проведя законным образом, через НХЛ и ИИХФ) разместить на сайте Олимпиады предматчевую установку на первый (к примеру) матч. Текстовую версию. Нет? А чем это так уж сильно отличается? Да только тем, что это малость сильнее «подгружает мозги». И кому-то будет просто лень это дело читать. Больше ничем.
Хорошо еще, что при Быкове у нашей команды не меняется философия игры. Что имена игроков не то, чтоб не важны. Но — вторичны. Агрессия и скорость, объем работы, умение «вступать в борьбу за шайбу и вести эту борьбу прямо там, где ты шайбу потерял» — важней того, «как тебя зовут». Иначе говоря, насчет Радулова в составе я уверен на сто процентов. А насчет Фролова или Афиногенова — нет. Хотя хотел бы видеть и того и другого. В нашей сборной алгоритм игры — не декларация. А работающая штука. Быкову и Захаркину не то, чтоб «все равно когда объявлять». Но — близко к этому. Вон какие калейдоскопические составы ездят на этапы Евротура. Результат похожий. Почему? Да потому, что у нас медленных и неагрессивных ВООБЩЕ нет в обойме. Поэтому нам это правило не страшно. Во всяком случае, не смертельно.
«Так чего ж тогда огород городишь?» — могут спросить. «Не страшно, не смертельно, модно и всем счастье. Чего тебе не нравится? Может, сам пиаришься? Ведь критиковать — это тоже более рейтингово». Более, соглашусь. Только ведь это частное мнение. И я никого на митинг не зову. Я не говорю «это плохо». Я говорю «мне не нравится». Есть правило — надо его выполнять. Это да. Я написал лишь о том, что является, по моему мнению, отправной точкой. Причиной всего этого дела. А причина из разряда попсы и детективов. Рейтинг. Почему-то мне лично не слишком нравится, когда он определяет все.