Петербург не удивишь дорогими футбольными гостями. Видали мы даже Зеппа Блаттера с Мишелем Платини. Кубок Содружества переехал из Москвы, и главные «шишки» мирового футбола сразу же сменили свой маршрут. От златоглавой столицы к пасмурному Питеру. Скорее всего, и в январе приедут. Однако и сейчас есть на кого посмотреть. Часто ли в город на Неве заглядывают обладатели «Золотых мячей»? Участникам юношеского турнира «Мемориал Петра Дементьева» повезло — со своим трофеем приехал лучший футболист Европы 1986 года Игорь Беланов (его футбольную школу из Винницы пригласили на турнир динамовских команд). И даже позволил всем желающим потрогать этот самый «Золотой мяч». У журналистов Беланов был нарасхват, но его это ничуть не напрягало. Корреспондент «Спорта День за Днем» отвел легенду советского футбола в укромный уголок ДСИ «Зенит» и поговорил с ним про Блохина, Халка, неудобную Бельгию и сумасшедший год Рибери. Но начали мы не с футбола. Уж слишком неспокойно сейчас на Украине.
Кому мы нужны в Америке?!
— Одни хотят в Евросоюз, другие — в Таможенный союз. Я не политик, но все равно переживаю, — признался Беланов. — Для меня очень важна Россия. Раньше у нас была одна страна, в которой я вырос. И что, мне теперь бежать в Америку? Да кому мы там нужны?! Это я говорю как простой человек. Мне бы хотелось, чтобы наши страны были вместе. Помогали друг другу. Тогда бы точно не было никаких Майданов. С другой стороны, неправильно, когда бьют людей. Они ведь, наверное, пришли отстоять свои принципы.
— Сейчас много говорят об объединении России и Украины на футбольном поле. Вам бы хотелось этого?
— Противостояния с российскими клубами до сих пор интересны. Раньше в Киеве по сто тысяч собирались на матчи «Спартака» и «Динамо». У вас есть пять хороших команд, у нас пять. Я бы их объединил, хотя и понимаю, что сейчас это сложно реализовать. Кому-то придется подвинуться.
— В последние годы приказали долго жить ряд клубов украинской премьер-лиги. Проживет украинский футбол без денег Газпрома?
— Чтобы содержать команду, нужно привлекать какое-то предприятие. А если это делает один человек? У него ведь не всегда идет прибыль, случаются и убытки, а футболистам надо все время платить. Возьмите, например, Вадима Рабиновича и его «Арсенал». Что-то произошло, раз — и нет команды. Если бы на Украине были такие спонсоры, как Газпром или РЖД, был бы совсем другой уровень футбола. Никакие клубы не распадались бы.
— В России наибольший интерес вызывают два клуба — «Шахтер» и киевское «Динамо». У «горняков» вроде все относительно в порядке. Почему же буксует команда Олега Блохина?
— Идет смена игроков. Блохин хочет создать команду, но ему надо дать время. Год-два. Если Олега Владимировича, конечно, раньше не уберут. У нас ведь всегда хотят сразу получить результат. Но вспомните Валерия Васильевича Лобановского! Сразу у него были результаты? Нет! Он потихоньку собирал команду, а потом она как дала! И посмотрите, что натворила!
— Нет ли у вас опасений, что Блохин — тренер для работы в сборной, а не в клубе?
— Может, вы и правы. Но у него была мечта — поработать с киевским «Динамо». И кто, как не Блохин, заслуживает быть там тренером?! Мне непонятно, почему к нему такое отношение. Постоянно спрашивают: «Когда вы напишете заявление об уходе?» Зачем это делать? Вы только сравните человека, который задает этот вопрос, и самого Блохина.
— Вы с Олегом Владимировичем общаетесь. Блохин сильно переживает?
— Когда разговариваешь с ним один на один, видно, что он переживает. Выходит на люди — сразу от него идет агрессия, потому что его не воспринимают как тренера.
— У Блохина и тренера «Зенита» Лучано Спаллетти схожие ситуации. Давление со стороны прессы, конфликты в команде...
— А как вы думаете, из-за чего в «Динамо» конфликты? Скорее всего, из-за денег. Кому-то больше платят, кому-то — меньше. Кто-то что-то не так сказал. И уже совсем другой настрой.
А возьмите «Шахтер». Ринат Ахметов добился там такого порядка, что сразу чувствуется боевой коллектив. В «Динамо», наоборот, все иностранцы капризные. Играют каждый за себя. У нас раньше была совсем другая команда. Причем каждый футболист был личностью!
Халка уже не переделаешь
— Вы заговорили про личностей. Любопытно узнать, что вы думаете про Халка.
— Конечно, он единоличник. И его уже бесполезно переделывать. Хотя очевидно, что игрок хороший, способен принести много пользы. Но пусть не забывает: один в поле не воин.
— А про Кержакова? Говорят, что у него пропала скорость и прежнего Александра мы уже не увидим.
— Сколько ему лет?
— 31 год.
— Ну а что вы хотите?! Наверное, уже что-то приелось. Да и многое зависит от характера, от коллектива. К тому же мы не знаем, какие у Кержакова отношения со Спаллетти.
— Судя по всему, не самые теплые.
— А чтобы достигать побед, в тренера надо верить так, как мы в Лобановского. Он нас гонял как сумасшедших, а мы все равно ему верили. Вообще я считаю, что наши тренеры не хуже иностранных. Почему бы им не дать толчок? Но у нас хотят все сразу. Деньги есть — давайте возьмем иностранца. А что, при них лучше играют?
— Все-таки Спаллетти выиграл с «Зенитом» два чемпионских титула…
— За такие деньги и я бы вышел на поле (улыбается). Шучу, конечно. Хотя если подготовиться...
— В киевское «Динамо» принципиально не зовут тренера-иностранца? Или просто денег жалко?
— Игорь Суркис приглашал Валерия Газзаева и Юрия Семина, как бы иностранных специалистов. Но, при всем уважении к ним, они не проходили школу киевского «Динамо».
— У «Динамо» должен быть непременно свой тренер?
— Это уже как традиция. Через Лобановского прошли три поколения игроков «Динамо». Сейчас хотелось бы, чтобы так же получилось у Блохина. Правда, боюсь, как бы зимой его не убрали. Особенно если они продолжат так же играть. Я не вижу у легионеров «Динамо» желания. Они думают, что на Украине будут обыгрывать всех на одной ноге. Но ведь это уже не так! Половина наших ребят уже лучше, чем эти иностранцы, которые приходили за миллионы.
— В чемпионате России сейчас играет мало украинских игроков...
— В ведущих командах — «Шахтере», «Днепре», «Металлисте» — выступает куча иностранцев. Из наших можно выделить разве что Андрея Ярмоленко и Евгения Коноплянку, которые могут играть на высоком уровне. И то им надо было показывать себя во Франции (в ответном стыковом матче. — «Спорт День за Днем»). Почему Рибери смог, а вы нет? Это же была последняя игра! Бери мяч, несись, злись, покажи агрессию, а ее не было. Когда в мое время киевское «Динамо» выигрывало первый матч 2:0, в ответном мы проводили сумасшедшие контратаки. Шли длинные пасы. Включали скорость. Просто разрывали соперника! Наоборот, если проиграли на выезде 0:1 или 1:2, дома совершенно другая игра. Накрывали соперника уже на его половине поля. Людям такое нравится. Даже если что-то не получается, они должны видеть агрессию. Вспоминаю, как Валерий Васильевич ставил нам матчи американского футбола. Ты насмотришься, как ломают кости, и уже не надо никакого допинга (улыбается). Хочется выйти на поле и всех разорвать. Естественно, в хорошем смысле.
Четвертьфинал — минимум для Капелло
— Давайте теперь сменим тему. Неделю назад прошла жеребьевка чемпионата мира в Бразилии. Россия снова попала на неудобную для нее Бельгию. Причем все неудачи начались с 1986 года, когда еще советская сборная неожиданно проиграла «красным дьяволам» в 1/8 финала чемпионата мира. Кто больше был виноват в той неудаче: шведский судья Эрик Фредрикссон или сами игроки?
— За двадцать минут до конца матча я забил, и мы повели 2:1. Если бы не судья, который поднял флажок, а потом его опустил, все было бы нормально. Но, по моему мнению, еще немного подсела наша средняя линия. В конце матча бельгийцы выглядели свежее. А попадись они нам в первой игре, как венгры, от них бы ничего не осталось! И все равно в том матче мы играли лучше. Прошли бы Бельгию — могли бы на многое претендовать. После этого матча мы бы получили время на восстановление и смогли бы прессинговать, как в первых матчах с Венгрией и Францией.
— Что Лобановский сказал тогда в раздевалке?
— Он был убит, как и мы все. Никто не верил, что проиграли. Были слезы.
— Следующим летом Россия может отомстить Бельгии?
— Мне хочется, чтобы они порвали эту Бельгию. Так и напишите. Вообще России досталась очень хорошая группа. Если не обыгрывать Алжир и Корею, то зачем тогда ехать на чемпионат мира?!
— Как вы считаете, какой результат должен дать Фабио Капелло, чтобы окупились затраты на его многомиллионный контракт?
— Как минимум выйти в четвертьфинал. А как иначе?
— После первого стыкового матча на чемпионате мира ждали и сборную Украины. Чего не хватило, чтобы пройти Францию?
— Характера. Посмотрите на Рибери. В первом матче он сделал все, чтобы удалили защитника сборной Украины, а в ответном отдал две результативные передачи. Вот это лидер! Украине таких игроков как раз не хватило. Может, немного расслабились после 2:0. Вроде все было за нашу сборную — стой сзади и лови на контратаках. Один гол забили, и им уже надо четыре мяча. Есть ли вина главного тренера Михаила Фоменко? Мне бы не хотелось это комментировать. Человек вытащил сборную из ямы, выиграл столько матчей... а потом оступился в самый неподходящий момент. Вот, например, я забил подряд 17 пенальти. А где промахнулся? В финале чемпионата Европы — 1988 и в матче с «Бешикташем», когда мне вручали «Золотой мяч». Мы вели дома 2:0, и в конце матча судья поставил пенальти. Попал в штангу. Либо переволновался, либо так должно быть. Не надо было, наверное, подходить к «точке».
Продавать свою историю — это неправильно
— Было предчувствие, что получите «Золотой мяч», или он свалился на вас как снег на голову?
— Так, наверное, нельзя говорить. Мы тогда всех рвали, а я забил порядка тридцати мячей во всех турнирах. «Золотой мяч» можно было давать любому из киевского «Динамо». Саша Заваров лучше сыграл в союзном чемпионате, а я сыграл больше хороших матчей за рубежом. Поэтому он стал лучшим здесь, а я — там. И тут нет никакого противоречия, потому что мы друг без друга ничего не стоили.
— Церемония награждения чем-то запомнилась?
— Нет, мне же вручили «Золотой мяч» на стадионе «Республиканский» перед матчем Кубка чемпионов с «Бешикташем». Раньше ведь никуда не ездили. Привезли «Золотой мяч» в Киев и вручили.
— Тяжелый?
— Шестнадцать килограммов.
— Где вы его хранили все это время?
— Дома.
— Не боялись, что могут украсть?
— Сигнализацию поставил, и все в порядке.
— Олег Саленко несколько лет назад пытался продать свою «Золотую бутсу» — лучшему бомбардиру ЧМ-1994...
— Продать? Разве это возможно?
— Предлагал ее купить «Зениту» для клубного музея.
— У меня никогда в жизни не возникало желания продать «Золотой мяч». Это же остается на память! Для детей. Продавать свою историю — это неправильно. Тебя ведь люди признали лучшим, а ты, получается, от них отказываешься?
— Сейчас кого считаете фаворитом на получение «Золотого мяча»?
— Рибери. Он здорово сыграл за «Баварию» в бундеслиге. Выиграл Лигу чемпионов. Забивал голы и отдавал передачи в отборочном турнире к чемпионату мира. У Месси и Криштиану Роналду не было такого сумасшедшего сезона. Этот год Рибери — как был у меня в 1986-м: Кубок кубков выиграли, стали чемпионами СССР, на чемпионате мира показали наглость... Футболист не должен бояться соперника. Должен быть уверенным в своей команде. Если бы я надеялся только на себя, то мне было бы намного тяжелее.