Серебряный призер чемпионата Европы U19, бывший форвард молодежного состава «Зенита» Алексей Гасилин продолжает карьеру в «Шальке»-2 (не путать с молодежным составом «Шальке», за которую выступает Максимилиан Проничев). Как строится тренировочный процесс в знаменитом немецком клубе и вернется ли воспитанник петербургского футбола в «Зенит»? О своей жизни в Германии девятнадцатилетний форвард рассказывает «Спорту День за Днем».
Надеюсь сыграть в бундеслиге и в Лиге Европы
— В Санкт-Петербурге внимательно следят за вашим выступлением в «Шальке», Алексей. Поддерживаете ли вы связь с родным городом?
— Да, конечно! Общаюсь со многими ребятами, с которыми играл, смотрю матчи. Рад, что на этой неделе добились побед все три команды: «Зенит»-2, «Зенит»-м и основной состав. Поздравляю зенитовцев!
— Недавно вы находились в расположении молодежной сборной России. В Санкт-Петербург не удалось выбраться?
— К сожалению, нет. За два месяца в Питере удалось побывать лишь однажды: летал на день, оформлял документы на визу. Она у меня рабочая. На год.
— Время летит быстро. Думали ли вы о том, что будет после того, как закончится срок арендного договора?
— Да, думал, однако сейчас мне в первую очередь необходимо показывать хорошую игру за «Шальке»-2. Надеюсь получить приглашение и в главную команду. Ну а потом обсудим, что будет дальше. Пока же заглядываю вперед лишь на один день, настраиваясь на то, чтобы на каждой последующей тренировке показывать свой максимум. Дальше, повторюсь, будет видно.
— В чем особенность тренировочного процесса в «Шальке»?
— Мне кажется, есть различие в целеустремленности ребят. Здесь каждый футболист знает, чего хочет добиться, никого не надо заставлять работать. Мне очень нравится атмосфера на тренировках: железная дисциплина, четко расставленные акценты. Стилистика? Ощущается ставка на атлетизм. Много силовых тренировок в тренажерном зале, часто проводятся занятия на улучшение функционального состояния, отработку завершающих ударов, прием мяча, средний и длинный пас, подачи с флангов. В России этим компонентам уделяется меньше внимания. Еще я бы отметил тактическую составляющую и стремление получать удовольствие от футбола. Мы все хотим играть! Это важный момент.
— В чем за эти два месяца удалось прибавить лично вам?
— Мне кажется, в быстроте мышления. Я играю с мужиками в региональной лиге, где в основном проповедуется силовой футбол. В такой обстановке надо уметь быстро ориентироваться. Еще бы отметил прогресс в игре головой. Раньше слабые действия на втором этаже не позволяли выйти мне на качественно иной уровень, однако в Германии головой я забил уже дважды. И продолжаю работать над этим элементом.
— На выездные матчи добираетесь наземным транспортом?
— Да. У нас комфортабельный автобус, в котором можно прекрасно коротать время: слушать музыку, читать. Да и самый дальний выезд занимает всего три часа.
— Что запрещено и что разрешено во время движения?
— Нельзя пользоваться мобильными телефонами — ни в автобусе, ни на стадионе.
— Система штрафов существенно отличается от зенитовской?
— Если мяч на тренировке проходит между ног, платишь два евро. А все остальное, как везде: опоздания, лишний вес, пользование мобильным телефоном.
— Вы на штрафы еще не попадали?
— Нет! (Смеется.)
— Какой город в Германии оставил самое сильное впечатление?
— Я родился в самом красивом городе в мире, поэтому меня трудно удивить! (Улыбается.) Но вообще понравился Кельн.
— Сколько болельщиков ходит на матчи региональной лиги?
— Мы проводим домашние игры в другом городе (наш стадион еще строится) и собираем около двух тысяч болельщиков. А вот на встречу с «Алеманией» — той самой, с которой в 2004 году встречался «Зенит», — собралось двенадцать тысяч зрителей! Средняя же посещаемость в лиге около семи тысяч. Играть в такой атмосфере очень приятно!
— Цвета формы такие же, как у главной команды «Шальке»?
— Да, конечно! Цвета не меняю, в красном играть никогда не стану! (Смеется.)
— Под каким номером вы выступаете?
— Под девятнадцатым.
— Что скажете о полях?
— Сказка! Поля, причем как тренировочные, так и игровые, просто идеальны. Вот к чему надо стремиться в России! На мой взгляд, погодные условия в Гельзенкирхене сопоставимы с Санкт-Петербургом, поэтому при большом желании аналогичные поля можно построить и у нас. Просто следить за этим надо.
— Были ли вы на «Шальке-Арене»?
— Да, конечно, стараюсь посещать каждую игру. Футбол — вся моя жизнь, мне очень нравится ходить на стадион и наблюдать за играми в такой прекрасной атмосфере. «Шальке» хорошо выступает в нынешнем сезоне, команда выиграла почти все домашние матчи, так что каждый новый поход на стадион жду с нетерпением.
— Привыкли к раздвижной крыше на «Шальке-Арене»?
— Да, это очень удобно! Уверен, что в России необходимо строить именно такие арены, на которых можно играть круглый год.
— Именно такой комплекс и возводится на Крестовском острове!
— Да, это будет лучший стадион нашей страны. Я приложу максимум усилий для того, чтобы сыграть на нем.
— Вы привлекаетесь к тренировкам главной команды. Какое впечатление оставляет работа с футболистами экстра-класса?
— Эмоции у меня самые положительные — рядом с такими профессионалами можно прогрессировать высокими темпами. Как, впрочем, и в «Зените» — на мой взгляд, это команды одинакового уровня. Словом, очень рад работать с «основой», хотя последнее время это происходит не столь часто. Почему? Тренер сказал, что мне необходимо пройти адаптационный период. А вот на зимние сборы, надеюсь, поеду с главной командой. Верю, такую возможность мне предоставят — во всяком случае в «Шальке»-2 я и забиваю, и делаю результативные передачи. Знаю, что тренеры «основы» обращают на это пристальное внимание.
— Как старожилы «Шальке» относятся к молодежи?
— Совершенно адекватно! Опытные футболисты понимают, что мы делаем одно и то же дело, работаем с одним и тем же мячом. В «Шальке» собраны настоящие профессионалы, в коллективе комфортная, раскрепощенная атмосфера, в которой каждый молодой футболист способен показать свой лучший футбол.
— Как строится ваше общение с партнерами по «Шальке»-2?
— Меня приняли очень хорошо, со всеми ребятами установились доброжелательные отношения. Проблема была только одна — когда я приехал в Германию, не знал ни одного немецкого слова. Сейчас ситуация намного лучше: я все понимаю и могу объясниться на двух языках. Мой английский, конечно, тоже оставляет желать лучшего, однако сейчас я могу без проблем контактировать со всеми ребятами. Так что дам такой совет всем молодым футболистам, собирающимся продолжить карьеру за границей: учите язык!
— Не секрет, что сейчас в Европе к России сложное отношение. Не чувствуете ли косых взглядов со стороны?
— Если вы имеете в виду политику, то никаких сложностей нет. Не возникает проблем и в футбольных взаимоотношениях, а вот стереотипы в отношении русских устойчивы. Европейцы по-прежнему думают, что у нас по улицам бродят медведи, а умываемся и чистим зубы мы исключительно водкой. Серьезно.
— Как вы устроили свой быт?
— Снимаю квартиру. Скоро планирую покупать диван! (Смеется.)
— Поддерживаете ли связь с футболистами «Зенита», выступающими за границей?
— Пересекался в сборной с Дмитрием Скопинцевым, видимся на тренировках с Максимилианом Проничевым, часто переписываюсь с Артемом Симоняном. У него все хорошо в «Цюрихе» — играет в главной команде.
«Молодежка» справится
— Признайтесь честно, чего вам не хватало в «Зените»?
— Шанса. Я родился в Санкт-Петербурге, прошел всю структуру «Зенита», надеюсь, неплохо проявил себя на чемпионатах Европы и поэтому верил, что мне будет предоставлен шанс. Я никого никогда не подводил и всегда много работал, но увы: возможности проявить себя в главной команде у меня не было.
— Да, но согласитесь: конкуренция на вашей позиции в основе чрезвычайно высока!
— Это так. Конкуренция всегда была двигателем прогресса, я готов к честной конкурентной борьбе, пусть играет сильнейший! Я просил только об одном: дайте мне шанс! Его не было. Однако я по-прежнему жду. И очень много работаю.
— Вы нашли для себя причины поражения в финальном матче чемпионата Европы U19?
— Мне кажется, испанцы оказались лучше подготовлены к решающей игре, каждый наш оппонент выглядел сильнее на своей позиции. Кроме того, и техническое оснащение у испанцев было получше. Впрочем, я бы не сказал, что мы уступили им по сумме двух встреч. Хотел бы, чтобы мы выявили сильнейшего в финальном поединке чемпионата мира 2018 года! (Улыбается.)
— В чем изюминка нынешней молодежной сборной России?
— Мы сильны в первую очередь командной игрой. У нас прекрасный коллектив и отличные тренеры. Уверен, что мы даже после двух поражений на старте отборочного турнира способны выйти из группы. Веры в себя не теряем, много работаем и в оставшихся матчах покажем свой лучший футбол!
— Как бы вы охарактеризовали нынешний этап своей карьеры?
— Мне кажется, я сделал большой шаг вперед. Переехал в другую страну, играю в серьезном клубе. Мне всего девятнадцать, и я просто хочу играть в футбол.