• Морозов верит в Надежду

    16.08.13 01:26

    Есть такая теория — теория шести рукопожатий. Это когда ты можешь оказаться хоть с президентом страны на «ты», потому что знаешь кого-то из его ближайшего окружения. Надежда Морозова — двоюродная сестра одного из самых известных игроков сборной России по хоккею, ближайшего друга Ильи Ковальчука — форварда ЦСКА Алексея Морозова. Но ее заслуга не в этом: 16-летняя девочка-вратарь — надежда сборной России по хоккею и теперь защищает ворота питерского «Динамо». Корреспондент «Спорта День за Днем» застала ее на сборах в Финляндии.

    Вратарь ХК «Динамо» (Санкт-Петербург) Надежда Морозова: «Очень дорожу клюшкой Леши»

    Нервничаю я — нервничает команда

    — Надежда, честно признаюсь, завидую вам по-доброму. В свое время тоже мечтала играть в хоккей, но в Петербурге не было женской команды. Вернее, раньше существовала — «Тройка», но потом она развалилась. Как вы вообще пришли в хоккей?
    — Во многом благодаря своему двоюродному брату, нападающему Алексею Морозову. Разумеется, его судьба повлияла на мой выбор.

    — Мы привыкли, что хоккей — не женское дело. Как родители отреагировали на ваш выбор?
    — Большой спорт — огромный труд. Все сомневались, но Лешин папа сказал: если хочет — пусть идет.

    — То есть глядя на Алексея, вы и пошли в хоккей?
    — Вы правы, он сыграл важную роль.

    — Вы его чаще видите на фотках или вы реально близкие люди?
    — Меня всегда беспокоит его судьба. И я чувствую «родную кровь»..

    — Удивительно, но вы внешне очень похожи с Алексеем!
    — Есть сходство, сама замечала. Вообще всегда спрашиваю у отца: «Как Леша, что с ним»? Меня к нему всегда необъяснимо тянет.

    — У вас есть родные брат или сестра?
    — Сестра.

    — Тоже будет играть в хоккей?
    — Она сказала, что если только под угрозой пистолета (смеется).

    — То есть достаточно одной сумасшедшей в семье?
    — Вроде того (смеется).

    — Что-нибудь от Леши «перепало» из амуниции?
    — У меня клюшка есть одна. Очень ею дорожу.

    — Что такое вообще женский хоккей?
    — Я играла и за мальчиков, и за девочек. И могу сказать, что разницы нет. Хоккей везде хоккей. Возможно, мужской хоккей немного быстрее, а так все одно и то же.

     

    — Согласны, что в хоккей все-таки должны играть только настоящие мужчины?
    — Не согласна, абсолютно. Много видов спорта, которые кажутся чисто мужскими, но дамы превосходят сильный пол.

    — Вы — вратарь. Наверное, чисто психологически тяжело!
    — Не скрою — тяжело. Были моменты, когда что-то не получалось, но потом — со временем, с опытом — пришла уверенность. Мне нельзя нервничать. Нервничаю я — нервничает команда. Такого допускать нельзя.

    Канадки начинают в 4 года, мы — в 11

    — В фильмах про мужской хоккей тренеры в раздевалках только что планшет об стену не разбивают. А в женских такое возможно?
    — Все зависит от людей и от команды. Бывают коллективы, где девочки только что не глотки друг другу перегрызают. Хорошо, что у нас такого нет. У нас подлости особой нет, но в лицо могут сказать все, что думают.

    — Вы, как понимаю, часто общаетесь с родителями Алексея Морозова. Как они относятся к вашим успехам?
    — Родители Леши живут в Одинцове, и мы часто общаемся. И они одобряют мой выбор.

    — Вы ведь реально можете попасть на Олимпиаду в Сочи!
    — Если очень постараюсь. Конечно, для меня это мечта. Сначала хотела бы попасть в молодежную сборную России, следующая цель — основная команда.

    — Как можно обыграть канадок?
    — Обыграть можно любого соперника: если собраться и настроиться. Ведь иной раз и лучшая команда КХЛ слабому проигрывает. Недавно от сборной России мы ездили в тренировочный лагерь НХЛ: там в каждой команде было несколько девочек — из разных стран. В моей оказались канадка и американка... Не могу сказать, что они лучше нас, но у них больше возможностей. Они начинают играть с четырех лет, а не как мы — с одиннадцати. У них все очень комфортно: хоккей — как кружок, при каждой школе. А у нас даже в Москве, в столице России, все с этим сложно.

    — Как вы оказались в Питере?
    — Провела полтора года в московском «Спартаке». Потом попала в сборную Москвы. Там мне сказали: выступай за мальчиков. Будет больше игровой практики. И я согласилась.

    — Мальчики больнее бросают?
    — Да. В общем, играла в Москве года три. Потом мне позвонили из Питера и предложили выступать в профессиональной команде — питерском «Динамо». Подумала, почему бы не уехать в город на Неве? Тем более есть возможность окончить институт. Мне здесь даже больше понравилось: спокойнее, люди человечнее. Не такие озлобленные. В Москве, не дай бог, кого пихнешь — тебя матом обложат. Здесь все спокойнее и добрее.

    Иногда становлюсь Терминатором

    — Извините, что спрошу: но вы говорите, что играли с парнями в одной команде. Но ведь возникают определенные трудности. Например, у вас была отдельная раздевалка?
    — Разумеется, отдельную раздевалку мне никто не давал. Да, были, разумеется, неудобства: раздевалка, душ, туалет. Обычно уходила в душ, переодевалась в нательное белье, а форму — уже в раздевалке. В душ ребята заходили только после того, как я помоюсь. Ребята у нас были понимающие, так что все в порядке. Команда была хорошая, никто не подглядывал.

    — Вратари-мужчины вас к своей работе не ревновали?
    — Был момент, когда парни смотрели и говорили: какого черта она играет, а я нет? Но потом со вторым вратарем мы подружились, и думаю, он чему-то у меня научился.

    — Кто ваш учитель?
    — Когда пришла в школу «Спартака», нашим тренером был был Сергей Петрович Сергеев — до сих пор с мальчишками там занимается. Именно он подправлял всю технику, считаю, из меня вратаря и сделал.

    — Вы по жизни женщина или «свой парень»?
    — Конечно, всегда остаюсь женщиной: вратарь вратарем, а в обычной жизни и ногти должны быть накрашены, и сережки в ушах. На льду я одна, а в жизни — другая: более женственная. Но на площадке ничего не чувствую, как Терминатор.

    — Илья Ковальчук вам, считай, родственник, ведь он крестный детей вашего брата…
    — Лично мы не общались, но знаю, что он очень хороший человек. Рада, что Илья теперь выступает за СКА. И, если будет свободное время, буду болеть за него. Еще мне очень нравится Женя Малкин: очень спокойный, без всяких понтов, просто делает свое дело.

    — А бывают женские драки на льду?
    — Бывают, конечно. Но я скорее выступаю в роли разнимающего. Драться не люблю. Считаю, результат — на табло. Не обязательно размахивать кулаками, чтобы доказать преимущество.

    — А женские драки от мужских отличаются?
    — Знаете, у нас тут была драка, так вот разницы никакой.

    — Простите за вопрос, но говорят, что в женских командах часто возникают любовные отношения между дамами…
    — Бывает и такое. Особенно в других странах. Насколько мне известно, у нас это как минимум не приветствуется.

    Нападающий ЦСКА Алексей Морозов: «Может, Наде мои гены передались?»

    — Ваша сестра — Надежда — говорит, что вы на ее судьбу повлияли. Она ведь не просто так хоккеисткой стала. Ваши отцы — родные братья...
    — Мы дружим семьями, общаемcя. Это моя родственница, сестра. Не знаю, как повлияла на ее судьбу моя карьера, но на матчи нашей команды она всегда ходила. Может, ей понравилось? Знаете, что мой отец — голкипер? Возможно, Наде гены семейные передались. Мы следим за ней, болеем.

    — А вы верите в генетику?
    — Иногда разговариваем в своем кругу, подкалываем, что, мол, Наде, мои гены передались…

    — Вы следите за ее карьерой?
    — Мы живем далеко друг от друга, но слежу всегда. Хотя, к сожалению, не так часто видимся

    — А мне показалось, что вы похожи внешне.
    — Родная кровь ведь.

    — А как вы вообще к женскому хоккею относитесь?
    — Сейчас женщины научились играть. Теперь еще родственница моя выбрала этот вид спорта: как могу относиться плохо к женскому хоккею? Полностью поддерживаю. Желаю Наде пробиться в национальную сборную. Когда я уехал в НХЛ, она была совсем маленькой, мы редко выделись, только на семейных праздниках..

    — Вы для нее символ хоккея.
    (Скромно вздохнул.)

    — Скоро в СКА приедет Илья Ковальчук. Скажете ему: мол, поддержи сеструху? Ведь он — крестный отец ваших детей?
    — У Ильи сейчас и своих проблем хватает, но мы все вместе.


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»