Если тебя ударят по левой щеке, подставь правую. Так учил Иисус Христос. Родители тафгая «Барыса» Джошуа Грэттона были, несомненно, набожными людьми, раз и сына назвали в честь Иисуса. Однако в данном совете Спасителя, конечно, есть исключения. И Грэттон, зарабатывающий кусок хлеба честным мордобоем, из их числа. Когда Джош предстанет перед судом Всевышнего, ему найдется, что сказать в свое оправдание.
Евгению Артюхину сложнее. В отличие от канадца природа и Бог одарили его гораздо богаче. Он может выбирать свой путь — от силового форварда (а ценность игроков данного амплуа в хоккее очевидна) до узконаправленного специалиста по дракам.
Так уж выходит, что совмещать эти два компонента практически нереально. Особенно в КХЛ с ее правилами, сурово карающими за потасовки. Наставник СКА Милош Ржига, прекрасно понимая это, стал для Артюхина на данном этапе кем-то вроде земного бога. «Ударят по левой, подставь правую», — примерно так Милош заявил Евгению, строго-настрого запретив тому драться. Ржига видит в Артюхине хоккеиста, способного сыграть важную роль в команде — в третьем, а то и во втором звене. На последнем чемпионате мира Вячеслав Быков тоже увидел в Артюхине человека, умеющего сокрушить оппонентов в силовой борьбе. Человека, которого нам так не хватало в четвертьфинальной битве с канадцами на Олимпиаде.
Для этого, впрочем, Артюхину надо научиться главному: не отвечать на провокации. В противном случае из главной ударной силы нападающий мгновенно превращается в антигероя. Так было в важной гостевой встрече с московским «Динамо», когда Артюхин, расквасив нос Яласвааре, подвел питерцев.
Теперь разбили нос самому Артюхину. К радости многих недоброжелателей СКА. Вот только, внимательно изучив бой Жени с Грэттоном, вывод напрашивается сам собой. Артюхин не нанес ни единого удара по одной простой причине: он и не собирался бить. В голове крепко сидели «заповедь» Ржиги и страх потерять место в составе. Страх, на порядок больший внушаемого крутыми кулаками Грэттона. По ходу боя у Евгения было несколько возможностей провести серию в голову противнику. Артюхин ведь неоднократно доказывал, что умеет быстро и сильно боксировать — куда ж это делось? Все просто: армейский гигант сознательно не использовал шансы, нацелившись лишь на одно: удержать Грэттона за воротник на длинных руках — подальше от себя. Были ли у Артюхина другие варианты уклониться от битвы, стопроцентно спровоцированной североамериканцем? «Счерепашить», убежать?... Все несерьезно. Евгений выбрал самый достойный способ, за который, по делу, и удаления не заслуживал. В итоге на голову Артюхина обрушился «молот Господень». «Иисус»-Джошуа благородства не оценил, профессионально выполнив работу палача.
Оценит ли теперь Ржига действия Артюхина, по максимуму попытавшегося выполнить тренерскую установку? Судя по пресс-конференции, не факт. Милош малейшие ошибки подопечным прощает неохотно. Ситуация со Штепанеком тому доказательство. Здесь он от христианской доктрины великодушия далек. Народный суд, отраженный в комментариях в Интернете, тоже Евгения не понял. Глас народа — глас Божий? Есть и в этом правда. Ржига, сконцентрировавшись на своих тренерских задачах, явно далек от решения других — глобальных, менеджерских. Драки (тем паче — успешные) с участием армейцев — кто бы что ни говорил — привлекают на трибуны Ледового дополнительных зрителей. Поднимают престиж команды — не только в городе, но и в лиге. В стране! Престиж, который для не бедствующего СКА сегодня точно важнее денег.
Когда великан по воле предводителя превращается в мальчика для битья, это, быть может, и по-Божески. Но явно не по-мужски.