Корреспондент «Спорта День за Днем» рассказывает, как в Санкт-Петербург приехал золотой состав «Зенита» и устроил праздник на Крестовском.
Хэй! Хэй! Хэй!
Программа чествования золотой команды 2007 года началась за три часа до стартового свистка матча «Зенит» — «Тосно». На общение и автографы с игроками команды Дика Адвоката, которая 11 ноября 2007-го принесла Петербургу первое золото в его российской истории, было два часа. Всего два часа, учитывая, что на стадион «Санкт-Петербург» пришли около 50 тысяч болельщиков.
Из золотого состава выбраться на чествование смогли далеко не все. Часть игроков прислала видеообращения. Было очень забавно слушать, как веселый и возмужавший Ким Дон Джин на корейско-английском признавался в любви «Зениту» и его фанатам, заявив, что мечтает когда-нибудь приехать на новый стадион. Потом были прыгающий в кадре Алехандро Домингес, прокричавший «сине-бело-голубые — хэй, хэй, хэй!», улыбчивый Нико Ломбертс из Бельгии, а также Игорь Денисов, которого мощно освистал стадион. Хавбек «Локомотива» поздравил Сергея Фурсенко и передал привет Адвокату и фанатскому сектору. Но болельщики его не слушали — трибуны свистели, в Питере Игорю до сих пор не могут простить скандальный уход из клуба в 2013-м.
Тех, кто смог приехать на стадион, для общения с фанатами разделили на три группы. Радек Ширл, Ивица Крижанац, Александр Горшков и Константин Зырянов составили самую большую, остальных разбили на две тройки — Владислав Радимов, Вячеслав Малафеев, Юрий Лебедев; Андрей Аршавин, Павел Погребняк и Камил Чонтофальски. В итоге к 16.00 в холлах стадиона «Санкт-Петербург» выстроились километровые очереди. Больше всего народу собрала «команда» Аршавина. Экс хавбек «Зенита» недавно завершил сезон в казахстанском «Кайрате» и продлил контракт на следующий год. И все равно болельщики пытали его — когда же Андрей Сергеевич вернется домой?
— Я дома! — заявил Аршавин.
— А в «Зенит»?
— (Улыбается.) Меня уже не пригласят.
— А если вдруг?
— Нет, я уже дал слово другому клубу. Но я бы с удовольствием сыграл в любом качестве и в любом возрасте на таком прекрасном стадионе!
Погребняк боялся приезжать
Погребняка также встретили очень хорошо. Павел все еще числится в составе московского «Динамо», сидит на контракте, но почти не играет. Хотя за два дня до приезда в Петербург 34-летний Погребняк оформил дубль в матче за молодежную команду «Динамо».
— Чем запомнился тот день, когда вы победили в чемпионате России — 2007? — спросил у Погребняка известный комментатор Геннадий Орлов, который был ведущим на этой встрече с игроками.
— Нельзя не отметить сигары Дика Адвоката после игры в раздевалке, — с ходу заявил Павел и громко рассмеялся. — Ну и встречу болельщиков в Санкт-Петербурге помню — спасибо вам за это.
— В матче с «Сатурном» вы вышли на замену вместо Фатиха Текке. Что помните о той игре?
— Накал страстей до сих пор перед глазами. Тот прыжок Домингеса помню, когда он выбил мяч из-под перекладины. При счете 1:0 судья не поставил чистый пенальти на мне!
— Кто сильнее — Месси, Роналду или Ибрахимович? — спросили уже фанаты.
— Андрей Сергеевич Аршавин!
— Вы сейчас в «Динамо». Каково играть за клуб, который непопулярен даже в Москве?
— Не хотел бы накалять градус... Кстати, я даже сюда боялся прийти из-за этого.
После этого из холла раздался крик: «Паша, мы тебя любим!» И общие аплодисменты. Все-таки помнят в Петербурге то время, когда еще не было звезды на эмблеме клуба и когда вторая в истории «Зенита» победа в чемпионате страны казалась чудом, в которое трудно было поверить. Камил Чонтофальски также сидел рядом, смеялся над шутками Погребняка и Аршавина. И немного удивлялся. Тогда, в 2007-м они только делали «Зенит» большим российским брендом, который сейчас имеет многомиллионную армию болельщиков и стабильно выступает в еврокубках. В «Зенит» приезжали более статусные легионеры, но Камила встретили просто шикарно — тут его помнят так же хорошо, как и Халка с Витселем.
— Со времен матча с «Сатурном» запомнилось, конечно, все — и шампанское в чемпионской раздевалке, и как болельщики встречали нас в аэропорту. Это не забывается, большое вам спасибо за все! — сказал Чонтофальски.
— Вам было стыдно за 1:7 от «Динамо» в 2003-м? — неожиданно спросили фанаты.
— Да, конечно, помню эту игру. Было очень стыдно, два месяца не мог отойти.
— А за какой матч тебе было стыдно, Паша? — спросил уже у Погребняка Геннадий Орлов.
— Не припомню! — не растерялся Павел.
— Вот и молодец! Андрюша, а у тебя? Ты же самый честный тут.
— Не было худших! — рапортовал Аршавин. — А вот лучший матч — это, конечно, игра Россия — Англия дома.
Фурсенко верит
Чуть больше часа игроки золотой команды раздавали автографы. И все равно хватило не всем. Остались и те, кто стоял в очереди почти полтора часа, но так и не получил заветную подпись. Ажиотаж был просто огромным. После автограф-сессии Аршавин, Радимов и Ко спустились на поле для того, чтобы пройти круг почета. Но перед этим к ним подходили перекинуться словами игроки «Зенита». Дольше всех с группой «ветеранов» общался Юрий Жирков, также к ним подошел и Бранислав Иванович, который долгое время что-то обсуждал с Аршавиным. В одной команде они не играли, так что, видимо, ностальгировали по АПЛ, где выходили друг против друга в матче «Арсенал» — «Челси». Погребняк тоже играл в Англии, но с ним Бранислав просто поздоровался.
— России не хватает таких игроков, как Шава и Паша, — рассказал болельщикам Чонтофальски. — Нет таких футболистов в России, которые могут обыграть троих и забить! Думаю, вряд ли кто-то обидится, если я скажу, что для сборной России будет успехом выход из группы на чемпионате мира.
Но о сборной уже никто не думал. Президент «Зенита» Сергей Фурсенко произнес зажигательную речь, игроки совершили круг почета.
— Сегодня «золотой» состав 2007 года передает эстафету игрокам 2017 года. «Зенит» будет чемпионом. «Зенит» — чемпион! — заявил Фурсенко.
Болельщики также в ответ приготовили свое шоу. Они развернули большой баннер в бело-голубых цветах, в центре — легендарная первая полоса газеты «Наш ''Зенит''» с заголовком: «Футбольная столица переехала в Питер!» Произошло это на 14-й минуте матча — именно на этой минуте 11 ноября 2007 года Радек Ширл забил «золотой» мяч в ворота раменского «Сатурна». Весь первый тайм фанатская трибуна сине-бело-голубых выкрикивала имена того состава, а потом на втором ярусе появилась надпись: «Золотые слезы». Лучшее выражение для описания тех эмоций, которые пережил Петербург в 2007-м.