Пока в Москве разгоняется Кубок Кремля, президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что заинтересован в переносе этого турнира в Белоруссию. Редакция «Спорта» не смогла проигнорировать забавное заявление и обратилась за разъяснениями к заслуженному тренеру СССР Ольге Морозовой.
Если потеряем турнир — зачеркнем историю
— Идею Лукашенко вообще можно воспринимать всерьез?
— Я прекрасно понимаю, как Белоруссия хочет иметь собственный турнир высокого уровня. В принципе, переезд Кубка Кремля возможен, если будет принято решение о его продаже. Разумеется, это возможно только в случае согласия различных официальных структур. Если у Лукашенко есть деньги на приобретение Кубка и его проведение, то это может произойти. Но я думаю, что это будет большой потерей для российского тенниса — это целая веха в истории отечественного спорта.
— Если проводить турнир в Белоруссии, то где именно? В Москве-то все условия для проведения есть.
— Если посмотреть на турниры уровня Кубка Кремля, которые проводятся по всему миру, то можно заметить: практически все они проходят на одном корте, все остальные предназначены только для тренировок. Например, в Штутгарте. Москве в этом плане повезло: есть классная арена, на которой можно проводить три поединка одновременно. Но центральные матчи все равно проходят на главном корте.
— Кубок критикуют за то, что звезды не едут. А в Белоруссию, где политические проблемы, поедут?
— Понимаете, ситуация с Кубком Кремля уже меняется. Дело в том, что на этот раз неделя получается довольно интересная. Совсем скоро состоится итоговый турнир года — поэтому в Москву приезжают те, кому необходимо набрать очки. Уровень мужского турнира не самый сильный, но это связано с финансами. Чтобы приглашать звезд, нужен большой призовой фонд. Если вернуться к вопросу о проведении турнира в Белоруссии, то независимо от всех обстоятельств звезды поедут только при должном финансировании. Причем в данном случае я говорю не только о Кубке Кремля, но и о любом другом турнире, который бы проводился в Белоруссии.
— Каким образом вообще можно вернуть Кубку прежний статус?
— Во всем мире есть ограниченное количество турниров с большим призовым фондом. Сначала идут турниры Большого шлема, затем — с бюджетом два с половиной миллиона евро. Поэтому эти турниры профессиональная федерация обеспечивает лучшими игроками мира. Второй аргумент тоже финансовый: чем выше призовые, тем больше мотивация у самих игроков.
Московская публика избалована
— Тот факт, что не едет даже «родная» Шарапова, — большая проблема?
— Я считаю, что Маша — гордость России. Ей предстоит отстаивать честь страны на итоговом турнире. Поэтому неудивительно, что она не прилетела в Москву: совсем скоро ей играть в другой стране, на другом корте.
— Может, проблемы российского тенниса все же в снижении его уровня?
— Дело в том, что у нас было прекрасное поколение теннисистов и теннисисток. И, по всей видимости, в какой-то момент мы, находясь в состоянии эйфории, упустили следующее поколение талантов. Над этим и предстоит в ближайшее время работать.
— А взаимосвязь между отсутствием звезд тенниса и снижением зрительского интереса конкретно к Кубку Кремля есть? Или это все же следствие высоких цен на билеты?
— Вопрос интересный, но однозначно на него ответить нельзя. Мне кажется, и то и другое влияет на интерес зрителей. Проблема такого города, как Москва, в том, что местная публика избалована серьезными событиями. Поэтому даже любители тенниса ходят в основном на топовые матчи. Это неправильно. Но, например, на прошлогоднем чемпионате мира даже на звезд ходили не лучшим образом — сказался уровень цен.
— Имеет ли смысл перенести Кубок в другие города — например, в Казань, где Марат Сафин предлагал создать новый серьезный турнир?
— Мне кажется, намного лучше было бы создавать другие турниры, а не переносить уже имеющиеся. В Петербурге уже есть SPb Open, а в других городах нужны новые. Но в данном случае нужно отталкиваться и от интереса публики, и от финансовых возможностей.