Ровно двадцать лет назад в Токио произошло уникальное событие, которое не только открыло новую эпоху в боксе, но и оставило заметный след в истории мирового спорта. На ринге японского дворца спорта «Кокугикан» 1 февраля 1990 года состоялся дебют советских боксеров в профи. И какой дебют! Все шестеро наших ребят одержали убедительные победы над грозными соперниками.
20 лет — как один миг
Сегодня «Спорт» вместе с героями того славного матча вспоминает японские события. Первым свой комментарий дает заслуженный мастер спорта, абсолютный чемпион СССР, обладатель Кубка мира и Европы Вячеслав Яковлев:
— Неужели уже двадцать лет прошло? Не может быть! — искренне удивляется питерский супертяжеловес. — Даже не верится, как один миг время пролетело. Да уж, было дело. Мы тогда очень хотели попробовать себя в профи, особенно нам важно было освободиться от кабальной опеки Госкомспорта. Вот поэтому в ноябре 1989 года, подписав контракт с неким «Конноспортивным центром», мы отправились на заработки в Страну восходящего солнца. Первый матч мы и вправду провели уже 1 февраля. Тут надо пояснить, что дворец спорта «Кокугикан» — культовое место для поклонников восточных единоборств, там обычно проходят соревнования по сумо. Посмотреть на выходцев из Советского Союза нашлось много желающих, зрителей набилось под завязку. Моим первым соперником в профи оказался Тодд Кук, но наш бой длился недолго. Во втором раунде я его опрокинул.
Примерно по схожему сценарию развивались и остальные встречи. Орзубек Назаров прямо в первом раунде нокаутировал Макото Нишизаву, затем Рамзан Себиев в первой трехминутке просто уничтожил Дэвида Коула, в самом дебюте боя и Руслан Тарамов разобрался с Джонни Фимстером. Только Юрию Арбачакову потребовались четыре раунда, чтобы победить Алана Танаку.
С особым интересом ждали болельщики выхода в ринг Вячеслава Яновского, который за полтора года до этого в Сеуле стал олимпийским чемпионом. Вот что вспоминает сам Яновский:
— Этот день я никогда не забуду. Хотя мне казалось, что уж в ринге для меня секретов нет, но тут было все по-другому. Голову я обрил наголо, брови мне густо намазали вазелином, да и голый торс без привычной майки меня поначалу смущал. Опять же перчатки маленькие, в шесть унций. Соперника менеджеры подобрали... Тот еще фрукт, неоднократный чемпион Филиппин Ами Пакано. Он много кривлялся, бросался на меня, в ближнем бою старался ударить локтем или опасно боднуть головой. Но результат красноречив, в четвертом раунде филиппинец, похоже, и сам не понял, как оказался на полу. Мощным боковым правым я отправил его в нокаут.
Великолепная шестерка
К рассказу олимпийского чемпиона стоит добавить, что Пакано, не выдержав такого позора, после встречи с Яновским решил с боксом завязать окончательно. Да что там Пакано — вся Япония была в шоке от яркого дебюта советских боксеров. Шесть боев — шесть нокаутов. Токийским ценителям бокса, предвкушавшим крах Яновского и компании, впору было делать себе харакири. Наутро местные газеты пестрели заголовками «Красное цунами прошлось по рингу», «Пришельцы из страны перестройки», «Русские гладиаторы наводят ужас».
Если японские менеджеры хотели с помощью «Советской машины» всколыхнуть интерес к профессиональному боксу в стране сумо, то это им вполне удалось. Начиная с того дня простые болельщики искренне полюбили новых чемпионов, фанаты стали требовать все новых и новых встреч с «Красной машиной».
Более того, за яркие победы японцы дали нашим ребятам имена своих кумиров — Назарова прозвали в честь местной легенды Гусикеном, а Арбачаков стал вторым Эбихарой. Напомним, что именно в Японии ведомый своим тренером Александром Зиминым уроженец Сибири Юрий-Эбихара стал первым в истории нашего бокса чемпионом мира по самой уважаемой версии WBC, а затем десять (!) раз отстоял свой титул.
Конечно, не всех ждала на чужбине такая же славная карьера, как у Арбачакова. К примеру, тот же Яковлев особого счастья в Токио не снискал. Оказалось, что столь популярная во всем мире весовая категория Мохаммеда Али и Майка Тайсона у миниатюрных японцев была совсем не в почете. Среди местных бойцов крупногабаритных оппонентов для Вячеслава найти было трудно, а везти «тяжа» из Америки всего на один бой жадные менеджеры не хотели. С грехом пополам провел Яковлев в Токио всего четыре поединка и вернулся в Питер…
— Но в любом случае, как бы ни сложилась наша судьба в дальнейшем, японский период очень нас всех сдружил, — считает Яковлев. — Когда мы со Славкой Яновским или с Юркой Арбачковым встречаемся, то сразу вспоминаем тот самый первый матч в Токио. Неужели двадцать лет пролетело? Не верится...
На фото: Токио. Февраль 1990 года. Слева направо: Вячеслав Яковлев, Вячеслав Яновский, Александр Зимин, Орзубек Назаров, Рамзан Себиев