Ровно пять лет назад Николай Валуев стал чемпионом мира по боксу.
Кажется, что это знаменательное для всего нашего спорта событие случилось вчера. Однако время летит быстро, и вот минуло ровно пять лет, как 17 декабря 2005 года в Берлине российский боксер Николай Валуев добыл титул чемпиона мира среди профессионалов по версии WBA.
Победив на ринге культовой арены «Макс Шмеллинг Халле» грозного американца Джонни Руиса (пусть и по очкам), Питерский Великан стал первым супертяжеловесом из России, покорившим подобную высоту. Сегодня в нашей традиционной рубрике «История с фотографией» мы попробуем вспомнить те весьма драматические события. Однако сделаем это не сквозь призму газетных репортажей или тренерской аналитики, а посмотрим на достижение Валуева глазами его самого близкого человека — мамы Надежды Михайловны.
«Мы сидели на кухне и считали последние раунды»
Как же провела семья Валуевых тот исторический декабрьский вечер? Откуда мама узнала, что сын стал чемпионом мира? Вспоминает Надежда Михайловна:
«Тот день вообще выдался суматошным. У нас дома в Красном Селе работала целая телевизионная группа во главе с известным спортивным комментатором Кириллом Набутовым. Он делал документальный фильм про Колю. Мы все очень волновались, как там идут дела в Берлине. Напомню, что прямой трансляции по телевизору тогда не было Но Кирюше звонили его коллеги по мобильному телефону после каждого раунда прямо со стадиона. Из Берлина нам сообщали, как идет бой. Мы сидели на кухне, буквально затаив дыхание, считали последние раунды. Девятый, десятый, одиннадцатый».
Но вот наконец завершился последний, двенадцатый раунд. И тут наступила томительная пауза, все разом замолчали, даже циничные телевизионщики притихли. В Германии судьи подсчитывали свои баллы...
«Вдруг из трубки донеслись радостные и возбужденные голоса. Ура!!! Валуев — чемпион! Россия — вперед!!! А я на всякий случай уточнила, так ли это, нет ли ошибки. А вот на ликование у меня сил уже не осталось. Настолько мы все эмоционально были опустошены. Я просто сказала, что Коля — молодец! Понимаете, главное не то, что он стал чемпионом мира, а то, что мой сын этого добился. И доказал всем, что он лучший».
Памяти отца посвящается
Кончено, в эти минуты Надежда Михайловна не могла не вспомнить и детские годы будущего чемпиона мира. По словам мамы, Коля рос послушным мальчиком. Родителям сын совсем не доставлял проблем. Учился он всегда хорошо. Что такое тройки, а уж тем более двойки, родители вообще не знали. Да и на поведение учителя никогда не жаловались. Дневник давал лишь на подпись в конце недели. Вообще Николай был постоянно чем-то занят, ходил в театральный кружок, участвовал в школьных спектаклях.
«Но и к спорту мы его с детства приучали, — продолжает разговор мама, — особенно бабушка по папиной линии Надежда Дмитриевна внука в разные секции водила. Зимой — лыжи, летом — футбол, а еще Коля с детства очень хорошо метал разные снаряды — диск, гранату, ядро. Мы ему даже шутливо говорили: раз так далеко гранату кидаешь, то тебе надо идти в пограничники. А потом Коля серьезно увлекся баскетболом, затем легкой атлетикой, уехал жить в интернат. Там ему очень нравилось, он даже не на каждые выходные и домой-то приезжал».
А вот настоящий мужской характер, умение не болтать зря, привычка держать слово, чего бы ни стоило, но выполнять данные обещания — эти все отменные качества заложил юноше отец Сергей Валуев. Вот только жаль, что больших побед сына папа так и не увидел. То время Надежда Михайловна вспоминает с грустью:
«У Сергея Николаевича было очень больное сердце. Это следствие перенесенной в детстве на ногах ангины. Даже врачи удивлялись, как это он так долго прожил с таким заболеванием. Но муж никогда не жаловался, не перекладывал свою боль на близких людей, а жить старался полнокровно. Его сердце остановилось 25 июля 1994 года... А Коли в это время не было дома, он находился вместе со сборной России по боксу в подмосковном Подольске. Они готовились там к Играм доброй воли, которые должны были начаться в Петербурге буквально со дня на день. Поначалу мы даже Николаю не говорили о трагедии, но когда он вернулся, то сам все узнал.
Я, конечно, отговаривала Николая участвовать в Играх, но он все равно вышел в ринг. Ради памяти об отце. Понимаете, Сергей Николаевич был для Коли гораздо больше, чем просто папа. Они были большие друзья».
Что ж, и сам Валуев не раз подчеркивал, что золотой пояс чемпиона мира он посвятил отцу...