Удивительное дело, в российской премьер-лиге словно наступило время вторых. Вторых тренеров — если говорить о прежнем опыте и статусе тех, кто сейчас работает в нашей элите.
Каррера. Семак. Шалимов. Галактионов — и это только в первой половине таблицы. Добавить сюда, сославшись на все существующие условности, Гончаренко (применительно только к его истории в ЦСКА, конечно) — и получится очень внушительный список.
Почему так? Дело ведь совершенно не в деньгах, все вышеназванные клубы по футбольному миру с протянутой рукой не ходят. И, что самое поразительное, язык не повернется назвать эту совокупность примеров тенденцией. Скорее, набор слишком разных историй. У Галактионова она одна, а у Шалимова совершенно другая. Общее — только на выходе. Но не заметить это и не задуматься о происходящем все равно не получится.
Тем интереснее, если этим взглядом посмотреть на противостояние «Спартака» с «Зенитом». Холеный щеголь Манчини, постоянно кутающийся в элегантный шарф — это выглядит так, словно он никак не может укрыться от российского климата. Можно при желании сравнить его с другим итальянцем сине-бело-голубых, Спаллетти, раздевшимся напоказ перед болельщиками на морозе. Только зачем? Любопытнее перед центральным матчем в концовке этого года сопоставить Манчини с еще одним соотечественником — Каррерой. Который на моей памяти ни разу не демонстрировал у поля, что ему холодно.
Каррера приучил нас к тому, что он — человек-огонь. И футбол его «Спартака» совершенно той же стихии, яркое красное пламя, под стать клубным цветам. Каррера — это что угодно, но не аристократизм и утонченность. Его легко вообразить с мечом в руке, в то время как меч у Манчини можно представить только в качестве интерьера. На семейном гербе над камином, например. Манчини больше подойдет шпага.
Впрочем, нет. Шпага это тоже что-то солдатское, пусть подобное оружие относится, скорее, к людям высшего сословия. Манчини вообще сложно представить сейчас сражающимся наравне с другими. Он точно принц на коне, задумчивый и тонченный. Возможно, отсюда и некоторые проблемы в игре его подопечных — когда дело идет не так, «Зениту» слишком сложно менять ход матча. «Зенит» побеждает при Манчини, как правило, когда с самого начала все складывается в его пользу, когда полководцу не нужно спрыгивать с коня и вести за собой в рукопашную.
В эпоху Возрождения жили гиганты, одинаково неплохо обращавшиеся с пером поэта или лютней и пращой или аркебузой. Но в них все равно бушевала страсть, безумная, вырывавшаяся наружу в соответствующие минуты. Потом их сменили наемники, жившие в доспехах и с оружием в руке. Массимо Каррера выглядит так, словно он из их числа. Они с Роберто Манчини итальянцы, прошедшие как игроки через большие клубы, а сейчас работающие в России.
Но, честное слово, как ни силюсь, я не могу найти в их фигурах больше ничего общего.