Александр Ананьев участвовал в олимпийском классе яхт Финн в юношеских чемпионатах мира в Италии (на озере Гарда) и Франции (в Мобюиссоне), а в Петербурге судит парусные регаты. В интервью «Спорту День за Днем» он рассказал, как пересекал Атлантику, боролся со штормом в Гибралтаре и учил парусному спорту актера Андрея Федорцова.
Киты – умные животные, но кто их знает…
– Я два раза ходил через Атлантику на огромной 90-футовой яхте, где было все: каюты, спальные места, два душа. Мы шли месяц туда и около месяца обратно. Хотя Атлантический океан и небольшой, его пересечение говорит о многом, и пересекали его немногие. Но, бывало, пересекали даже на парусных досках, на веслах. Естественно, с обеспечением.
– Каким был ваш маршрут?
– От Испании до Карибских островов. Мы выходили с острова Пальма-де-Мальорка. Далее Гибралтарский пролив. После этого мы ненадолго зашли на Канары, а потом уже лежала дорога на остров Антигуа в Карибском архипелаге.
Это особенное состояние. В пути никаких остановок. Почти целый месяц ты идешь в море. Каждый день. Два часа на вахте, четыре отдыхаешь.
Туда мы шли вчетвером, обратно впятером. Наша яхта была полностью на электронике и гидравлике, стояли дизельные двигатели – то есть достаточно автономная, поэтому мы могли идти таким небольшим экипажем.
– Самое дикое из того, что с вами за это время приключилось?
– Ночью идем и слышим такой звук: «Чпок!» Прибегает вахтенный и говорит: «Стаксель упал». На этой яхте передний парус в десять раз больше, чем на SB20. Оборвало чеку, за которую он держится, и он упал в воду. Мы часа три с половиной в дождь вытаскивали этот парус, вытащили и дальше шли уже без него, но поставили запасной.
Какое-то время с нами вместе плыли киты. Один шел с нашей яхтой сорок минут. Такое чувство… Спорное. Ты идешь – а он рядом, и бог его знает… Нет, они умные животные и нечасто врезаются в яхты, но все равно.
Антигуа и Барбуда
– Есть ли опасность нападения пиратов?
– Нет, пиратов никаких не было – там все спокойно. И в Бермудском треугольнике все было тихо-мирно. На электронной карте видно, что где-то вдалеке проходит какой-нибудь танкер – и все. В общем, океан был полностью пуст.
– И ничего не меняется, когда заходишь в Бермудский треугольник?
– Я не заметил особых изменений. Вроде бы все было в порядке. Единственное, под Гибралтаром, когда мы шли обратно и уже его прошли, начался жуткий шторм на десять минут. Я стоял за штурвалом. Мы шли под полными парусами – десять узлов. Потом смотрю: повышается ветер, повышается скорость – и я чувствую, что мне уже не удержать руль, хотя мой старший товарищ кричал: «Держи!» Яхту чуть не положило, но мы все равно дошли, скрутили паруса, смогли их убрать. Совсем не ощущалось, что это заняло всего десять минут – лодка такая «тяжелая» была. Мы, конечно, не испугались – были к этому готовы. Но это могло продолжаться и час, и два, и день.
– Какие-то обычаи, талисманы?
– Когда мы шли через Атлантику, наливали рюмку Нептуну – пятьдесят граммов рома в воду. Тому капитану я верю, потому что он дважды проходил кругосветку.
Шел под одним парусом, потому что второй порвало
– Какие самые жуткие условия вы наблюдали в Петербурге?
– Когда дует западный ветер – в нашем городе он считается самым сильным, – я попадал во много разных штормов. С градом, дождем, очень сильным ветром. С огромнейшей волной. Рвались паруса. Один раз мне пришлось на такой яхте идти под одним парусом, потому что второй просто порвало. Вспоминаю, как был ребенком: начал заниматься парусным спортом в семь лет, а в девять уже гонялся на чемпионате города. Именно тогда я переборол свой страх. Был день, когда стояла великолепная солнечная погода, почти без ветра, а потом пришел шторм. Все стало темное. Задул очень сильный ветер – 20–25 узлов. Все лодки перевернулись. Были спасательные работы – самому было невозможно дойти до берега.
– Лодка переворачивается… И что тогда?
– Когда переворачиваются детские лодки, у них вода сама отходит. Большие яхты не переворачиваются – у них огромный киль, и перевернуться можно, только если его повредить и он просто отвалится. Это проблематично и на практике встречается довольно редко. Когда дети переворачиваются на своих яхтах – они называются швертботы – то ничего страшного, детей учат ставить их обратно, и, в принципе, детям иногда бывает даже в кайф перевернуться.
– Но ведь лодка ничем не оборудована?
– Ничем. Ваше главное спасение – спасательный жилет. Конкретно в нашей компании еще катер обеспечения. Лодки всегда на связи, всегда рядом. Если двигатель сломался и не дойти до берега, катер сразу подъезжает, все держит под контролем.
– Что делать в условиях плохой видимости?
– Зажигать специальные огни, чтобы обозначить себя. Если совсем нулевая видимость, то лучше ждать – оставаться на месте и, возможно, бросить якорь. Почему? Есть вероятность столкновений. На более крупных судах имеются рации. Она есть и в нашем катере обеспечения.
– Кто из знаменитостей занимается парусным спортом?
– Король Испании Филипп VI. (Входил в сборную Испании по парусному спорту на Олимпийских играх в Барселоне-1992. – «Спорт День за Днем».) Из наших я тренировал актера Андрея Федорцова из «Убойной силы». Очень интересный мужчина: все понимает, всему внимает. Достаточно быстро обучался. Были моменты, когда он не мог прийти на тренировку, но все равно находил время, чтобы прийти в другой раз. У актера Евгения Сидихина своя яхта – он часто на ней выходит. Стинг занимался парусным спортом. Илья Лагутенко из «Мумий Тролля» занимался в детской парусной школе во Владивостоке, ходил даже на разных классах яхт.
Андрей Федорцов и Константин Хабенский
– Гонщики – профессионалы, или у всех есть профессии по жизни?
– У всех по-разному. Некоторые зарабатывают тем, что гоняются на парусных яхтах. Они постоянно где-то в разъездах. Уезжают за границу, там всю зиму гоняются, потом летом… Бизнесмены, которые могут содержать свои собственные яхтенные команды, нанимают их в экипаж, платят зарплату. Это очень престижно и распространено по всему миру.
Есть те, кто работают летом инструкторами, а зимой либо преподают теорию, либо заняты на каких-то иных работах.
– Какое максимальное расстояние можно преодолеть на яхте класса SB20?
– Можно и Атлантику пересечь. Тут три главных составляющих – яхта, команда, погода. Из них две обязательно должны быть положительные. Если яхта SB20, но отличная профессиональная команда и великолепные условия (нет шторма, спокойный ветер, есть продовольствие), можно идти далеко.
Фото: AP; кадр из сериала «Убойная сила»; личный архив Александра Ананьева
Читайте также
Впечатления новичка от регаты в Финском заливе: страх уходит, и просыпается азарт