Черчесов сидел в студии ВГТРК на барном табурете и смотрел на экран. А там, на экране, весело отплясывал с типичными африканскими па, Роже Милла.
Которому на чемпионате мира в Италии было тридцать восемь. А в США
Кто уже вроде бы как окончательно попрощался со сборной и с серьезным футболом вообще, за пару лет до этого перебравшись доигрывать на французские острова в Индийском океане.
Я и сейчас не в силах представить уровень этого чемпионата — не мирового, а в пределах тех островов. Инфраструктуру, телепоказ, конкуренцию, средний счет на табло. Судейство, наконец.
А что было двадцать семь лет назад — даже представить страшно.
Но президент Камеруна, предварительно согласовав этот вопрос через подчиненных с тренером Валерием Непомнящим, лично позвонил Милла. Чтобы позвать того вернуться в команду.
Милла вернулся. Стал лидером — встряхнул, собрал, замотивировал партнеров и повел их за собой. Забил в Италии четыре гола. Дотащил Камерун до четвертьфинала, где были шансы пройти англичан.
Но в одну вторую шагнули все же британцы. Хотя за Камерун стыдно не было, скорее наоборот.
Я видел все матчи сборной при Черчесове. Понимал, насколько сложно ему формировать атаку с учетом вечных кадровых проблем — Кокорин давно уже не играет на нужном уровне, Дзюба постоянно травмирован, Полоз в Ростове и сборной — два разных игрока. Есть Смолов, есть Бухаров, но этого мало, особенно с учетом уровня предстоящих летом матчей.
А кто под ними — большой вопрос. Ерохин. Миранчук. Могилевец. Головин. Мамаев. Все еще слишком сыро и нестабильно, чтобы претендовать даже не на победу, а на инициативу. На целостность, наконец.
Поэтому я хотел спросить Черчесова об Аршавине. Именно о нем, как о игроке, который станет вожаком, заполнит эту все еще незанятую нишу, создаст уверенность у команды в том, что в атаке будет что-то кроме эмоций и старания.
Да, в последних матчах за «Кайрат» Аршавин потерял место в стартовом составе. Может быть потерял мотивацию, все уже доказав в чемпионате Казахстана. Но перед Кубком Конфедераций будет длинный сбор, на котором всех игроков приведут в форму. И если не матч, то тайм или хотя бы половину тайма Аршавин выдержать может. А с мотивацией у него, никогда не игравшего ни на Кубок Конфедераций, ни на чемпионатах мира, проблем быть не должно.
Но Черчесов сказал «нет». Именно так я понял его ответ, когда фамилия Аршавина прозвучала из его уст в одном ряду с Павлюченко и Зыряновым.
Многие его слова восприняли иначе и всерьез начали рассуждать на эту тему.
Хотя по интонации слов, по построению мысли — пусть она была облачена и в вежливые формы — сомнений не было: Черчесов строит новую сборную и Аршавин ему не нужен.
Как минимум сейчас. На Кубке Конфедераций.
Жаль.
Это могло быть красиво. Возвращение короля.
Который с 2012-го года живет вне сборной. И кого на пенсию из национальной команды проводили свистом. За те его слова, сказанные странному человеку с депутатским значком.
Хотя лучшего игрока в новейшей истории у нас все же не было.
От редакции
В матче группового этапа ЧМ-1994 Россия — Камерун 42-летний Роже Милла забил мяч в ворота Черчесова. Игру, правда, Россия выиграла 6:1. После матча Станислав, по его словам, подошел к Роже: «Что ты сделал?! Я думал у тебя при ударе отвалится что-нибудь от старости». На что Милла ответил: «Приезжай во Францию через четыре года, я тебе и там забью…»