О переезде на Nova Arena, реконструкции базы, новом стадионе для «Тосно» корреспондент «Спорта День за Днем» поговорил с исполнительным директором клуба Леонидом Хоменко. 55-летний функционер рассказал об обещаниях губернатора Ленинградской области Александра Дрозденко, нюансах инфраструктуры в городе и поиске спонсоров для клуба.
250 миллионов на стадион, 25 — на базу
— Сегодня команда продолжит подготовку к матчу с «Зенитом» в Петербурге, на Nova Arena. Почему?
— Мы переезжаем туда из-за погодных условий. Наступает период, когда будут утренние заморозки, ночные осадки. В Тосно есть два поля — искусственное и натуральное, которое по понятным причинам в такую погоду не сможет выдерживать нагрузки, искусственное же становится жестким. На Nova Arena поле с подогревом. Получается, переезд связан исключительно с тем, чтобы улучшить качество тренировочного процесса. На замерзшем поле работать нельзя — это может привести к травмам игроков.
— Почему выбрали именно этот стадион?
— В Петербурге не так много арен, где есть искусственные поля с подогревом. Некоторые из них принадлежат «Зениту», ведь важен в том числе и размер арендной платы. На Nova Arena тренируется наш молодежный состав, они предложили нам вариант. Мы согласились. Зачем искать что-то другое, если нас все устраивает.
— Летом база «Тосно» была реконструирована. Почему не установили подогрев полей?
— Не совсем так. Слово «реконструкция» подразумевает вложение немалых средств. Этого сделано не было. Мы лишь уложили естественный газон. Но закладывать туда подогрев — лишние траты. Для того чтобы он функционировал, из частного сектора нужно провести порядка 300 метров газовой трубы. Это на словах звучит просто. Но чтобы это все осуществить, нужно и техническое задание, и средства. У нас подогрев заложен под искусственным полем, но он не функционирует, потому что нет трубы. Или было бы у нас электричество, разрешенной мощности на объекте, возможно, нам этого хватило бы для электроподогрева. У нас функционирует отопление, освещение, баня. То есть самое необходимое. Поэтому, уложив подогрев, мы бы ничего не изменили.
— Газон вам предоставили на безвозмездной основе?
— Нет, футбольный клуб вложил 5 миллионов рублей. Еще в 2015-м мы заключили договор с одной организацией. Плюс подготовительные работы — это еще 5 миллионов. Бессмысленно было делать большие вливания, потому что уже третий год идет процесс согласования реконструкции всего стадиона. Был проект расширения вместимости до четырех тысяч мест, но в конце концов он завис. По разным причинам. Речь шла о сумме 250 миллионов. Это бюджетная история. Мы могли уложить поле, установить подогрев, сделать еще какие-то вещи. А завтра проект пройдет экспертизу, и начались бы работы по реконструкции, и поле нужно было бы перенести на 40 метров. Хотя экспертиза должна была пройти еще в конце прошлого — начале этого года. Поэтому мы и сделали временный вариант поля, на котором можно тренироваться.
— Губернатор области Дрозденко еще в мае говорил, что область профинансирует реконструкцию базы.
— Да, губернатор обещал 25 миллионов рублей. Но пока этих денег нет.
— Эта сумма входила в общую смету 250 миллионов?
— Думаю, нет. Разговор шел о другом. Изначально мы хотели реконструировать базу силами клуба — сделать раздевалки, поле. Губернатор поинтересовался, сколько это будет стоить? Ему назвали сумму — 25 миллионов. В ответ прозвучало: «Я эти деньги вам выделю». Но в итоге ничего не выделили. Поле мы сделали уже сами. Теперь нужно реконструировать раздевалку, приобрести технику для ухода за полем. Только на это нужно еще 2 миллиона. Система полива тоже стоит денег. Если все считать, как раз 25 миллионов набирается. Молодежь сможет проводить там матчи премьер-лиги. Для этого нам нужно увеличить вместимость до 500 мест, иметь систему видеонаблюдения, оповещения.
— Проект реконструкции стадиона на 250 миллионов все-таки проходит экспертизу?
— Нет, там нет условий по некоторым параметрам. Но процесс идет. Сроки намечены. В лучшем случае проект на экспертизу будет в начале следующего года. Нужна в том числе и вторая дорога, без нее строить не будут. Этот проект тоже находится на экспертизе.
— База и стадион в Тосно находятся в одном месте. Зачем выделять отдельно 250 миллионов на стадион и 25 на базу?
— 250 миллионов — это сумма для реконструкции стадиона в целом. Они были предусмотрены в бюджете, и, если бы, повторюсь. проект прошел экспертизу, мы эти деньги бы осваивали. Эту сумму озвучил губернатор. Не уверен, что этих денег бы хватило. Срок строительства — год и восемь месяцев. Возможно, 250 выделили бы сейчас, остальные — в следующем году. 25 миллионов — другая история. Мы озвучили вещи, которые нужно сделать, чтобы команда элементарно смогла тренироваться в Тосно. Губернатор сказал, что поможет. Мы предоставили в комитет по финансам все необходимое, все обработано и сверстано. Дело осталось за малым — принять решение. Мы могли начать процесс уже и в этом году: приобрести оборудование, заключить контракты на работу.
Наш бюджет предусматривает только борьбу за выживание
— На данный момент Ленобласть никак финансово не участвует в жизни «Тосно»?
— Реальных вложений пока не было. Надеемся, еще будут. Пока идут разговоры, бумажная работа. Я сам в этом участвую. Думаю, если бы не хотели давать деньги, то не просили бы от нас сметы, коммерческих предложений…
— Еще перед началом сезона Дрозденко не раз говорил, что поможет в поиске спонсоров.
— Слышал столько же, сколько и вы. На данный момент нас содержит компания «Форт Групп». Да, есть небольшие контракты с другими компаниями, но они существенной роли не играют. Мы в процессе поиска, как и губернатор. Это не моя область деятельности. Если мы хотим двигаться вперед, а не бороться внизу таблицы, то нужно искать финансовую поддержку. Бюджет, который мы имеем сейчас позволит нам бороться за выживание.
— Учредитель «Тосно» Борис Пайкин говорил, что годовой бюджет «Тосно» 500 миллионов рублей. Это так?
— Об этом может сказать разве что главный бухгалтер. У меня таких цифр нет. Возможно, это так. В принципе, мы не раздеты, у нас есть база, автобус нас возит. Понятно, что остаются проблемы. У кого их нет? Конечно, мы ищем другие финансовые источники. Необходимо двигаться вперед. Не для того мы прошли весь этот путь.
— Клуб сейчас вовремя рассчитывается с футболистами?
— Что касается зарплат, то мы полностью выполняем свои обязательства. Если бы было не так, футболисты давно бы выразили недовольство. Выше нас есть клубы, которые выглядят лучше финансово, но платят не так исправно. Ниже есть клубы, которые богаче нас. Не говорю, что у нас сладко. Это совсем не так. Но мы хотим, чтобы футболисты думали только об игре. Мы не скрываем, что не сможем бороться за высокие места при нынешнем бюджете. А мы хотим развиваться, поэтому ищем источники финансирования. Был бы у нас стадион на 5–7 тысяч в Тосно, то он был бы забит на каждой игре. Не платили бы за аренду «Петровского» пять миллионов рублей, а эти деньги оставались в клубе. Мы бы играли для своего болельщика, и арена бы заполнялась. Так, кстати, было в Новгороде.
— То есть если будет найден частный инвестор, вы готовы построить стадион без денег правительства?
— Все будет зависеть от того, дадут ли землю. Под стадион отведено 15 гектаров. Но в принципе частный инвестор сможет там построить. Но начать хотелось бы с базы — там могла бы тренироваться основная команда и играть молодежная. Это огромный плюс! «Форт Групп» финансирует клуб, бюджет распылять еще на строительство не можем. Если бы была такая возможность, мы бы уже все сделали.