Ровно 35 лет назад состоялось событие, которое буквально потрясло не только спортивных болельщиков, но и весь земной шар. Как вы уже, наверное, догадались, речь пойдет о третьей дуэли Мухаммеда Али и Джо Фрэзера, которая еще получила название «Триллер в Маниле».
Интерес к бою был колоссальным, ведь до этого счет личных встреч Али и Фрэзера был 1:1. Сначала в 1971 году на культовой арене «Мэдисон Сквер Гарден» в Нью-Йорке Фрэзер нанес своему вечному врагу первое поражение в карьере. Счет был в пользу Джо — 9:6, 11:4, 8:6. Однако через два года Али взял реванш, также добившись победы по очкам — 6:5, 7:4, 8:4.
Перед третьим поединком Али в свойственной сему манере много шутил, а также обзывал соперника гориллой. В своей бесконечной болтовне Величайший постоянно рифмовал слова «триллер», «Манила», «горилла». Так и родился неповторимый слоган «The Thrilla in Manila».
И громкий анонс оправдал ожидания. На протяжении всех 14 раундов, пока продолжался поединок, бойцы практически не прекращали обмен мощными ударами. Успех попеременно сопутствовал то одному, то другому тяжеловесу.
К концу боя Джо устал, и его коронный хук в голову уже не имел той силы, что в начале боя. Однако измотался и Али.
В двенадцатом раунде у Фрэзера изо рта начала идти кровь, оба глаза заплыли. После 14-го раунда стало ясно, что он больше не может продолжать драку. Тогда секунданты Джо выбросили полотенце...
Чуть позже Али только и смог вымолвить: «Это было страшно. Я никогда не был так близко к смерти».
Али был любимцем Брежнева
Впрочем, в этом материале хочется не столько вспомнить сам «Манильский триллер», сколько рассказать о реакции на это незабываемое зрелище со стороны жителей СССР. Невероятно, но факт: трансляция из столицы Филиппин велась по первой программе советского телевидения.
Конечно, для «поколения пепси» это покажется не столь уж удивительным. Но для 1975 года, когда страна жила за железным занавесом, а профессиональный бокс считался уродливой формой капитализма, подобная телепередача на фоне «Голубого огонька» и «Сельского часа» была событием из ряда вон выходящим.
Хотя и тут есть свое логичное объяснение. Появление Али на наших голубых экранах стало возможным благодаря имиджу, который сложился вокруг великого боксера в Политбюро ЦК КПСС. Для партийных лидеров Кассиус Клей был не алчным профи, а гражданином мира, который отказался воевать во Вьетнаме, а также настоящим борцом с апартеидом. Что-то типа Анджелы Дэвис, только в боксерских перчатках. Неслучайно в 1978 году во время визита Али в Москву его принял лично Леонид Ильич Брежнев.
Но вернемся к телевизионной картинке из Филиппин. Тот вечер с «Манильским триллером» 35-летней давности хорошо запомнил и я — пятиклассник обычной ленинградской школы. На всю жизнь врезалось в память, как мой отец буквально восхищался мастерством великих спортсменов, а мама сетовала, как можно такую кровавую драку показывать по телевизору.
Казаченка потрясли мощные профи
Наверняка похожие чувства испытали тогда многие граждане СССР, в том числе и знаменитый форвард «Зенита» Владимир Казаченок, который рассказал такую историю: «Я хорошо помню тот октябрьский вечер 1975 года. «Зенит» летел с очередной игры чемпионата СССР, и в Киеве произошла задержка рейса. В зале ожидания аэропорта футболисты стали смотреть телевизор. И вдруг начали показывать бой Али против Фрэзера. Это был, конечно, шок! Ведь о профессиональном боксе мы могли судить лишь по небольшим заметкам в «Советском спорте» да по зарубежным рубрикам в журналах «Физкультура и спорт» и «Спортивная жизнь России». Там всегда на последних страницах публиковались статьи про спортсменов из других стран. Там, кстати, я впервые узнал о великом баскетболисте Уилте Чемберлене, там же прочитал и биографию Мухаммеда Али. Понимаете, это же были 70-е годы и все американские звезды воспринимались советским человеком, как мифические герои, как что-то заоблачное. И вот бой Али с Фрэзером мы видим собственными глазами. Вообще, соревнования боксеров мне всегда нравились, но мы же больше сталкивались с любительскими турнирами, Олимпийскими играми. А здесь — профи! Все по-другому. Никаких маек, много раундов, непривычная атмосфера. Конечно, отдельные эпизоды сейчас я и не вспомню... Но больше всего, конечно, меня потрясли эти два темнокожих парня. Али и Фрэзер. Здоровые ребята, мощные. Я тогда еще для себя отметил, насколько они отлично подготовлены физически. Настоящие чемпионы».