Питер и Москва — вечный антагонизм. Оставим в покое парадные и подъезды. У нас ведь Олимпиада? Вот и давайте меряться спортсменами. Точнее, их числом. Есть, правда, одна закавыка. Двойной зачет ведь никто не отменял. Министр спорта Виталий Мутко вроде пообещал разобраться. Только не факт, что он сам этим займется. Мутко даже в Рио не взяли. Министерское креслоуже вовсю под ним качается. Знаете, кого прочат в преемники? Ирину Винер — «маму» всех наших художниц-золотодобытчиц.
«Скажите спасибо, что есть что покушать»
В Бразилию она тоже привезла не «туристок». В других федерациях могут скромничать о своих планах. У госпожи Винер, президента Всероссийской федерации художественной гимнастики, все четко: «Есть два комплекта медалей — будет два «золота». Первое из них, в личном первенстве, должны были добыть 20-летняя Маргарита Мамун или 18-летняя Яна Кудрявцева.
Вот здесь мы снова вернемся к антагонизму. Обе девушки родились и живут в Москве, но приписаны сразу к двум регионам — Первопрестольной и городу, где солнце видят по большим праздникам. Когда в питерском Спорткомитете огласили список посланцев Севеной столицы в Рио, фамилии двух «художниц» вызвали самые большие вопросы. Они-то здесь причем? Не слишком ли много питерских денег уходит на подготовку Мамун и Кудрявцевой? «В бюджет Санкт-Петербурга мы не залезаем, но Ирина Винер все делает на благо спортсмена, — выступила в роли адвоката Татьяна Колесникова, директор питерского «Центра художественной гимнастики «Жемчужина» и вице-президент Всероссийской федерации художественной гимнастики. — Надо сказать спасибо, что у наших гимнасток есть где жить и на что кушать. Вы не представляете, как надо помогать спортсменам».
… как вдруг упала булава
Хорошо, что в федерации художественной гимнастики этот вопрос не пускают на самотек. В прошлом году ее представители специально съездили в Бразилию, чтобы подготовить тренировочные базы. На сбор в Сан-Паулу наши «художницы» заехали еще перед началом Игр. Выступление, как обычно, было запланировано на конец второй олимпийской недели. Как бы не перегореть. «Наши девушки настолько сильные, что они могут соревноваться только с собой. Или Яна выиграет, или Рита», — успокаивала Татьяна Колесникова.
Квалификация подтвердила правоту ее слов. Пусть и не без ошибок, но Мамун с Кудрявцевой заняли две первые строчки (74,383 и 73,998). В финале испортить российский междусобойчик могла только украинка Анна Ризатдинова (73,932). Ее вряд ли боялись до дрожи в коленях, но все же опасались. На Олимпиаде всякое случается. Мой коллега Сергей Бурый, находящийся в Рио-де-Жанейро, после квалификации попытался поговорить с Яной Кудрявцевой, но получил отказ. Ирина Винер запретила. Все разговоры — после финала, где из десяти участниц шесть девушек представляли бывший Союз.
Начали они с того, что крутили обручи. Обычно эти снаряды используют желающие похудеть. Девушникам-художницам это совершенно ни к чему. Они с обручами на «ты». Кудрявцева упражнялось под композицию группы «Любэ» «Выйду в поле ночью с конем». Выбор слегка удивил. Песня ведь не женская. Какая нормальная девушка пойдет в поле с конем? Да еще ночью? Впрочем, это же мы знаем слова, а для судей гораздо важнее было, как Яна справится с обручем. Прошла на ура — сложность на 9,700 и 9,525 за само упражнение. У Мамун сложность оказалась чуть меньше — 9,550. Вторая оценка была сопоставима — 9,500. Ризатдинова отстала от наших девушек почти на балл. Для художественной гимнастики — это если не пропасть, то очень существенно.
Второе упражнение с мячом не изменило расстановку сил. Да и не могло. Яна Кудрявцева — дочь пловца (Алексея Кудрявцева — олимпийского чемпиона Барселоны-1992), а не футболиста, но с мячом все равно управляется ловко. Отдельные элементы никто повторить не может. Мамун в том числе. Яна подкидывала мяч к потолку и так ловко его ловила, что ей бы позавидывал даже Игорь Акинфеев. Вращение мяча на большом пальце — вообще фишка Кудрявцевой. Глядите — любуйтесь! Судьи любовались, а Кудрявцева привезла Мамун еще одну десятую. После двух упражнений их разделяли 0,275, но впереди еще были булавы и ленты — самые коварные друзья «художниц».
К сожалению, Кудрявцева испытала это на себе. Раз пять подкинула булаву — четыре поймала. Когда судья объявляли оценку, Яна сидела с опущенной головой. Понимала, что фактически подарила «золото» своей подруге по команде. Маргарита не стала делать ответный реверанс, выдав на закуску бесподобное упражнение с лентой под Петра Чайковского из фильма «Черный лебедь». Когда музыка закончилась, Маргарита плакала от счастья. Она уже все понимала. Это золото! Это космос, как сказал бы Леонид Слуцкий, окажись он в этот момент в зале. Яна Кудрявцева тоже молодец, собралась и сохранила «сеебро». Для Питера или Москвы? Да какая разница, главное, что для России.
Результаты
Личное многоборье. 1. Маргарита Мамун — 76,483; 2. Яна Кудрявцева (обе — Россия) —75,608; 3. Анна Ризатдинова (Украина) — 73,583…