На прошлой неделе бразильская команда из четвертого дивизиона напомнила, что футбольные клубы по-прежнему могут думать. Не просто брать деньги у спонсора, а потом, когда он уйдет, опускать руки и плакать. «Флуминенсе де Фейра» решил заработать оригинальным путем: клуб продал имена и номера игроков местному супермаркету. На поле бегал футболист Pizza под номером 10 (столько реалов стоит рекламируемая пицца в супермаркете), Shampoo Palmolive под номером 5 и т.д. Интересная задумка не спасла «Флуминенсе» от разгромного поражения 0:6 от «Витории» из Сальвадора. Несмотря на это, бразильскому клубу хочется аплодировать. Это не «Томь», которая банкротится чаще, чем в Петербурге выглядывает солнце, но при этом подписывает контракт с киберфутболистом.
Где взять деньги футбольному клубу? Этот вопрос не сходит с уст российских менеджеров с атрофированным воображением. Обратимся к истории и напомним о том, что такое сила мысли.
Щедрость «Торпедо»: Лужков, Пресняков и автомобиль
2 мая 1998 года на стадионе «Лужники» собралось 47 тысяч зрителей. 47 тысяч! «Открытие-Арена», на которой играет самый посещаемый клуб страны «Спартак», столько никогда не собирала, даже на дерби с ЦСКА в октябре 2016 года пришли 44,8 тысячи человек.
Что же случилось 2 мая 1998 года? Вывеска игры была достаточно скромная: «Торпедо» — «Жемчужина». 14-я команда тогда еще высшей лиги против восьмой. Торпедовцы заманили зрителей концертом и лотереей. Выступали Лев Лещенко, Влад Сташевский, Олег Газманов, а на поле в выставочном матче политикам — Лужкову, Шанцеву, Чилингарову и др. — противостояли поп-звезды — Пресняков, Маликов, Кельми и др. Перед стартовым свистком разыграли автомобиль.
Бесплатный сыр болельщикам понравился, но дальше на поле вышли команды. Играли они так, как умели, и в первом тайме не порадовали голами. Половина зрителей покинули стадион уже после перерыва. В итоге «Торпедо» проиграло «Жемчужине» с минимальным счетом, но дала урок, как можно собрать зрителей на трибунах. Урок ушел в историю, его быстро забыли.
Годовой бюджет — 1700 рублей
Почему мы делаем упор на посещаемость? Заполняемость стадионов показывает, насколько клуб интересен людям. Чем больше болельщиков, тем больше денег. В цивилизованных лигах это правило действует безотказно, спросите у мюнхенской «Баварии» и дортмундской «Боруссии».
Бывший тренер сборной России Леонид Слуцкий жаловался, что страна не любит футбол и сделать с этим ничего нельзя. Так сложилось исторически. И не он один так говорил, просто именно его тезисы запомнили и даже утрировали. На самом деле все не так.
История доказывает, что при правильно выбранных ценностях и их последовательном соблюдении завоевать уважение и популярность людей очень даже возможно. Даже футболистам, даже в России. Обратимся к книге петербургского историка и журналиста Юрия Лукосяка «Футбол. Первые шаги. 1860–1923».
В конце XIX века роль «Зенита» в городе играл «С.-Петербургский кружок любителей спорта», который в народе называли «Спорт». Своей миссией клуб считал «распространение физических упражнений, необходимых и полезных для телесного развития и укрепления здоровья». «Спорт» активно популяризировал футбол, за него выступали ведущие на тот момент игроки страны, такие как Л.Е. Росс и П.П. Москвин. Интересный нюанс: в то время занятия спортом считались несолидным делом, поэтому иногда футболисты скрывались за псевдонимами — А.В. Саволайн превратился в Андерсона, О.А. Шмунк назвал себя Ок (видимо, это английское Окей), И.А. Березин сократил фамилию до Резин.
Чуть больше чем 120 лет назад, 7 апреля 1897 года, «Спорт» созвал собрание и подвел итог первого года существования: проведено более десяти различных соревнований (велосипед, легкая атлетика, коньки, лыжи). Выиграны первые призы на соревнованиях в Финляндии. Утверждена смета на 1897 год в сумме 1700 рублей. Для сравнения: велосипедисты были тогда гораздо богаче футболистов: смета «Общества велосипедистов-любителей» составляла 16 500 рублей. Среднемесячная зарплата высококвалифицированного рабочего в 1890 году — 18 рублей. Можете прикинуть, на какие относительно небольшие деньги существовала футбольная команда «Спорт». Но они почему-то не унывали.
«Имея ограниченные финансы, “Спорт” умел ими распоряжаться без ущерба для годовой программы соревнований. Не имея средств для постройки своего стадиона (например, строительство Каменноостровского велодрома обошлось в 20 000 рублей), кружку удавалось за 300–500 рублей арендовывать отличные спортивные арены С.-Петербурга: Каменноостровский трек (три раза в неделю) и манеж на Ждановской улице (ежедневно) на время тренировок и соревнований», — написано в книге Лукосяка.
Были, конечно, и отрицательные примеры. Упомянутое выше «С.-Петербургское общество велосипедистов-любителей» взяло немалый кредит на строительство велодрома и не смогло его выплатить. Стадион получился классным: так, легкоатлетические соревнования 1896 года на нем собрали 6000 зрителей. Уже в 1898 году общество было вынуждено сдать велодром в аренду на 8 лет за 29 000 рублей. Интерес к велоспорту в империи падал, чего не скажешь о футболе.
Футбольная команда «Спорт» просуществовала 30 лет (последние годы под названием «Петроградский район») и была ликвидирована в советское время скорее по идеологическим соображениям как продукт императорской России.
Как видим, во все времена клубы, во главе которых стояли думающие люди, умели распоряжаться деньгами. Руководители «Спорта» были влюблены в футбол, сами играли, болели своим делом и понимали, что если они примут неправильное финансовое решение, поставят под угрозу любимое занятие. А теперь назовите любимое занятие руководителей «Томи» и подобных клубов...
Предыдущие публикации