Премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон подверг жесткой критике членов исполкома ФИФА, которые обещали поддержку Англии в борьбе за проведение чемпионата мира по футболу, но не сделали этого, отдав за нее всего лишь два голоса из 22. В интервью BBC Кэмерон заявил, что был «введен в заблуждение рядом официальных представителей исполкома ФИФА, лично заверивших его в том, что заявка Англии имеет лучшие шансы на победу». Премьер-министра явно удивил тот факт, что при личных встречах с ним функционеры ФИФА, глядя в глаза и пожимая руку, говорили одно, а потом сделали совершенно другое. «Мир управления международным футболом представляется мне весьма темным», – разочарованно констатировал Кэмерон.
Англичане никак не могут свыкнуться не только с пора-жением на выборах страны – организатора чемпионата мира 2018 года, но и с тем, как это произошло. На самых разных уровнях британцы открыто или в завуалированной форме по-прежнему призывают не только к очищению ФИФА, но и смене ее президента. Зепп Блаттер готов принимать такие удары судьбы. Он наверняка был прекрасно осведомлен о той атмосфере, в которой проходила борьба за голоса членов исполкома. Он же задавал и свой вектор этой закулисной схватки, когда заявлял о необходимости освоения новых пространств и рынков для ФИФА – восточной Европы и арабского мира. Его нынешние разговоры о возможности проведения чемпионата-2026 в Индии – лишь прямое продолжение курса на развитие новых футбольных территорий.
Да, Блаттер не Стэнли Роуз и не Жоао Авеланж. Президент ФИФА сегодня не просто руководитель почитаемой федерации, к которому ради возможности получения права на проведение чемпионата мира выстраиваются в очередь самые высокопоставленные персоны. Он и политик, и стратег, и психолог, и финансист. Знающий цену не только человеческим отношениям, складывающимся годами, но и очень большим деньгам, без которых его организация давно бы уже превратилась в исторический хлам. В такое время живем.
Могущественные правители государств, прекрасно понимая значение мировых первенств, хотят непременно заполучить их, видя в этом не только залог подъема личного рейтинга в глазах благодарной нации, но и солидный финансовый доход. Влиятельные руководители сильнейших клубов планеты, которых становится все сложнее удерживать в рамках существующего устройства футбольного мира, в свою очередь постоянно рвутся выйти из-под влияния ФИФА и создать свое государство, в котором уже сегодня никто не гарантирует принципа всеобщего равенства и футбольной демократии.
Самые сильные в открытую заявляют о желании зарабатывать для себя, а не ради других. Блаттеру приходится помнить и об этом, напоминая всем, что с установлением диктатуры сильнейших и богатейших клубов вымрут не только национальные сборные, но и десятки команд, для которых вход в лигу избранных будет закрыт раз и навсегда. И не просто умиротворять рвущихся к власти, постоянно отчисляя им немалые средства из казны международной федерации, но и вести диалог, предотвращая угрозу разобщения футбольного сообщества. Новый год Зепп Блаттер начал очень активно, заявив в серии различных интервью, что готов пойти на очередные изменения как в правилах самой игры, так и в структуре управления футболом. Кто-то считает эту активность попыткой завуалировать уровень проблем, накопившихся в ФИФА, кто-то напоминает об умении Блаттера лавировать среди политических и прочих сил, сохраняя единство футбольного мира. Правы, наверное, и те и другие.