Перед Олимпиадой нам наобещали в лыжах медалей с три короба. Пока ничем подобным и не пахнет. Зато историй про тяжелую трассу мы наслушались вдоволь. Устав от политкорректных заявлений, корреспондент «Спорта День за Днем» двинулся к выходу с лыжного стадиона и наткнулся на легендарного Вячеслава Веденина. Двукратного олимпийского чемпиона. Начали разговор с наших мужчин, а закончили молодняком, которого за уши не оттянешь от компьютеров.
Тренеры тянут своих
— Прежде всего упреки к нашим тренерам! — закипает Веденин. — Нельзя было после этапов Кубка мира еще и в Сочи устраивать контрольный старт. Мы уже с 1966 года наступаем на одни и те же грабли. Ребята ведь были уставшие. Дали бы им хоть маленько акклиматизироваться. Привыкнуть к трассе. А сейчас они «мертвые». И еще каждый тренер тянет в состав своего воспитанника.
— Сгубил именно контрольный старт?
— Конечно, что в биатлоне, что в лыжах. Почему Колонья пропустил столько этапов Кубка мира? Какой он больной?! Я в это не верю. Раньше тоже так делали.
— Может и нашим стоило пойти по этому пути?
— А это вы у тренеров спросите! Мы ветераны говорим им, а они смотрят на нас с усмешкой. На тренерские советы и сборы тоже не приглашают. Мы — бывшие в употреблении. Отживший вариант.
— Но все-таки был реальный шанс на бронзу в скиатлоне. Норвежец Сундбю действительно помешал на финише нашему Вылегжанину?
— Думаю, что нет. Технического нарушения не было. Они были друг от друга на расстоянии 20-50 сантиметров. Так что Сундбю никому не мешал. Об этом и в правилах написано. Если бы случилось столкновение или касание, тогда можно было что-то говорить.
— В мужской эстафете наших может прорвать?
— Без этого не бывает. В эстафете всегда кто-то «капает», нервы сдают у многих.
План Вяльбе не выполним
— Елена Вяльбе перед стартом Олимпиады озвучила амбициозный медальный план — четыре золотых медали. Он еще выполним?
— Нет. Как они идут, не выполним. Удивил ли меня план? Руководителям виднее.
— Нормально, когда один человек совмещает два поста: руководителя федерации и главного тренера?
— Вяльбе должна была руководить только подготовкой сборной. Она же грамотный специалист. Олимпийская чемпионка. Все это прожила. Но, по-моему, она не вмешивалась в тренерские дела.
— Как вам трасса?
— Хорошая. Сильная по рельефу из-за разницы в высоте, скоростных качеств. Очень много лыжников падало на виражах — это показывает, что трасса готова не для всех. Для чистого профессионала она хороша, а южным республикам не подходит.
— Вас удивило, что упавшему Антону Гафарову подал новую лыжу не наш тренер, а иностранец?
— Ничего удивительного! Среди тренеров взаимовыручка всегда была, есть и будет. Нашего ведь на всякой точке не поставишь.
— Другой наш спринтер Сергей Устюгов упал в финале, хотя считался одним из претендентов на золото…
— Устюгов — молодой парень. И ему никто не подсказал, что нельзя бежать все забеги одним и тем же способом. А перед финалом тренер должен был еще сказать: «Нельзя выходить последним!». В решающем забеге всегда что-то происходит.
— У наших девушек такой беспросвет будет и дальше продолжаться?
— Им уже не встать. Только не надо говорить про смену поколений. Вся проблема в тренерах. Перед Играми их подопечные не проделали нужный объем работы.
Михалков и знамя
— Как вам атмосфера на Олимпиаде?
— Когда в душу наплевали, какой тут праздник?! Почему Никита Михалков нес олимпийское знамя? У нас что, нет своих олимпийских чемпионов? Все возмущены. Мне уже телефон оборвали.
— Вам не предлагали?
— Конечно, нет. А ведь у нас еще есть Егорова, Кулакова, та же Вяльбе. Что она, хуже Михалкова?! Еще покоробило, что на стадионе олимпийский факел несли представители летних видов.
— Как России вернуть популярность лыжного спорта? Должны появиться звезды?
— Откуда они возьмутся, если лыжи стали платными?! В основном ведь лыжники из небольших населенных пунктов. Но сейчас и там все за деньги.
— Под Петербургом сейчас строят большой лыжно-биатлонный комплекс.
— Пока построят, там только уже бабки будут ходить. Молодняк то сейчас тянется к компьютеру.
— Легков или Крюков должны показать им пример. Посмотрят ребята на олимпийских чемпионов и забросят свои компьютеры.
— Не будет такого, потому что в школе учитель физкультуры получает какие-то смешные деньги. Кто из выпускников института будет за них работать?! Я знаю, что в отдельных регионах России отпускают всего 30 тысяч рублей на год. Недавно нас принимал мэр Москвы Сергей Собянин. Я ему говорю: «Когда вы повернетесь лицом к спорту?». А он отвечает: «Как же так?! Мы построили 600 километров лыжни». А получается, что ни одной. Вокруг детского сада — это лыжня? Нет, конечно. Физкультура, а не спорт.
— Лыжи и по телевизору не показывают. Пройдет Олимпиада, и они исчезнут с общедоступных каналов
— Так платить надо. Биатлон раскрутили? Это целиком заслуга Александра Тихонова. Он везде ходил, везде просил, уговаривал. Телевидение маленько зацепилось, а сейчас посмотрите какие рейтинги.
— Но результаты в биатлоне пока тоже не очень хорошие?
— Я давно знаю Николая Лопухова (старшего тренера мужской сборной – «Спорт День за Днем»). Был в юниорах, никого не подготовил. Но его все равно перевели в другую команду. Как будто нет незаменимых! Сделал в Сочи контрольный старт, и теперь все ребята пустые.
Красная поляна