Каждый год в Петербурге проводят Матч памяти и славы, посвященный легендарной футбольной встрече в блокадном Ленинграде 31 мая 1942 года. На это мероприятие приглашают Германа Семеновича Зонина, а он не отказывает. Пусть ему уже за 90 лет. Трудно передвигаться без костылей. Но разве может он пропустить такое важное событие? Кому, как не ему, знающему о войне не понаслышке, рассказывать молодежи о том страшном времени? В этом году Зонин открывал траурный митинг у памятника футболистам блокадного Ленинграда, а потом еще прокомментировал вместе с Геннадием Орловым реконструкцию той самой встречи между «Динамо» и командой Ленинградского металлического завода.
Ради съемок отказался от дачи
Они оба уже стали легендами Петербурга. Каждый на своем месте. Орлов у микрофона, Зонин как тренер. В 1972 году он сделал луганскую «Зарю» чемпионом СССР. Все равно что сейчас Валерий Карпин выиграет титул с «Ростовом». Пару месяцев Зонин возглавлял сборную СССР, почти пять лет работал в «Зените», спас тбилисское «Динамо» от вылета из высшей лиги. Он никогда не приезжал на все готовенькое. Ехал туда, откуда слезно просили помочь. А Зонин с радостью откликался. Сидеть долго без дела — это не для него.
Хватало времени даже на кино. В середине семидесятых Герман Семенович был главным консультантом фильма «Одиннадцать надежд», который снимали на стадионе имени Ленина (нынешний «Петровский»). Что сейчас, что в советские времена было мало хороших спортивных фильмов. «Одиннадцать надежд» с Анатолием Папановым в главной роли оказался приятным исключением. Есть в этом заслуга и Германа Семеновича. «На съемочной площадке болталось много лишнего народу. Я сразу с этим покончил, — вспоминал он в интервью «Спорту День за Днем». — Составлял список тех, кто участвует в занятии. Брал этих ребят, объяснял им на доске, что надо делать. Дальше они выходили на футбольное поле, и все это повторяли».
В этом «покончил» весь Герман Семенович. Человек, который привык действовать, а не рассуждать, ни за что не отвечая. Зонин был еще главным консультантом другого фильма о футболе — «Мой лучший друг — генерал Василий, сын Иосифа». Ради съемок он даже бросил строить дачу. Такое самоотречение вполне в духе Зонина. Уже потом он продал участок соседу за небольшие деньги. «У всех есть дачи и машины. Только у меня ничего нет», — вспоминал Герман Семенович.
Зато у него был футбол — страсть всей его жизни. Чемпионский титул с «Зарей» оказался пиком тренерской карьеры. Из Ворошиловграда (Луганска) в Ленинград его пригласил Борис Аристов, один из руководителей партийного актива города. «Зениту» требовался новый тренер вместо ушедшего в сборную СССР Евгения Горянского. До медалей Герман Семенович не дотянулся, но именно при нем в «Зените» заиграли Анатолий Давыдов, Вячеслав Мельников и Владимир Клементьев — будущие бронзовые призеры чемпионата СССР — 1980 и чемпионы СССР — 1984. «Благодаря Герману Семеновичу я получил шанс играть в Зените и жить в прекрасном городе Петербурге, — вспоминал Вячеслав Мельников. — Зонин не был моим первым тренером, но стал тем человеком, который открыл передо мной двери в большой футбол».
Точно так же позже мог сказать про Германа Семеновича полузащитник ростовского СКА Александр Заваров, лучший игрок чемпионата СССР — 1986, вице-чемпион Европы — 1988, а затем и защитник тбилисского «Динамо» Ахрик Цвейба. Когда Зонин работал в Луганске, там создали футбольный интернат, откуда позже выпустили того же Заварова, Сергея Юрана, Виктора Онопко, нынешнего главного тренера «Зенита» Сергея Семака.
Вернулся в тренеры после инфаркта
Игрокам порой было нелегко с Зониным. Его излишняя требовательность, любовь к режиму не всем приходились по душе. Но никто не мог обвинить Германа Семеновича в двуличии. Мол, сам втихаря нарушает, а нам не позволяет. Сколько уже лет прошло, а ни одного скелета в шкафу Зонина так и не обнаружилось. И с алкоголем он всегда был на «вы», хотя мог бы проявить слабость, пожалеть себя. Тяжелых ситуаций в жизни хватало. Когда началась война, Зонину было 14 лет. Он учился на бортмеханика в школе ВВС и работал авиатехником на аэродроме. Попасть на фронт так и не удалось — винтом сломало руку. Шесть месяцев проходил в гипсе.
В 1977 году Зонину пришлось прервать тренерскую карьеру после инфаркта. Дальнейшая работа могла привести к летальному исходу. Но долго оставаться без любимого футбола Герман Семенович не смог. Уже спустя два года он возглавил ростовский СКА! И вовсе не деньги двигали им. Прежде всего интерес. Желание отблагодарить людей, которые ему доверили.
Последний тренерский аккорд Зонина состоялся в тбилисском «Динамо», переживавшем нелучшие времена в конце восьмидесятых. Позвали «чужака» Зонина, и он быстро навел порядок. «Динамо» уцелело в элите. Но это еще не все. Зонин приобщал грузинских футболистов к культуре — водил всю команду на спектакли популярного комментатора и актера Котэ Махарадзе в театр одного актера. Покинуть «Динамо» ему пришлось из-за трагических обстоятельств: Малхаз Арзиани неудачно попал мячом на тренировке. Разрыв барабанной перепонки, сотрясение мозга, два дня в коме. По иронии судьбы до этого Зонин договаривался с министром здравоохранения, чтобы жене Арзиани сделали кесарево сечение. Он вообще всегда был для своих игроков больше чем просто тренер, поэтому его воспитанники до сих пор с благодарностью вспоминают Германа Семеновича.
Не в деньгах счастье
Да, большого состояния он не нажил, но разве в этом состоит человеческое счастье? На 90-летие мы с коллегой Алексеем Павлюченко навестили Германа Семеновича в его уютной двухкомнатной квартире в Петербурге, где он прожил более полувека. Пришли и сразу оказались во власти обаяния юбиляра. Зонин рассказал массу поучительных историй, причем без всякого занудства из серии «раньше деревья были выше, а девушки красивее». «Мои наставники научили меня на всю жизнь — людям нужно делать только добро», — раскрыл секрет своего долголетия Герман Семенович. Он и сейчас ни на что не жалуется. Пусть даже получает от «Зенита» стипендию меньше, чем ветераны столичных клубов. «Может, вам обратиться к Сергею Фурсенко?» — спросил я его после окончания реконструкции блокадного матча. В ответ Зонин только махнул рукой. А потом вдруг повернулся и сказал: «Да и зачем мне день-ги?» И пошел дальше, высоко подняв голову.
Таким независимым он прошел через всю жизнь и остается до сих пор. Зонин мечтал дожить до чемпионата мира по футболу в России. Мундиаль позади, наша сборная сенсационно дошла до четвертьфинала. Дожил Зонин и до времени, когда в «Зените» снова сделали ставку на российского специалиста. Интересно, что Герман Семенович еще осенью 2016-го призывал Алексея Миллера обратить внимание на Сергея Семака. «Он играл за границей, языки знает, ВШТ окончил», — убеждал нас Зонин. Спустя два года в «Зените» так и сделали.