Команда «КамАЗ-мастер» — это не только ралли «Дакар» и призовые статуэтки туарегов в мятых платках. На минувшей неделе три экипажа российских грузовиков заняли весь пьедестал почета на ралли «Шелковый путь» — 2017. Чемпион «Дакара» 41летний Андрей Каргинов рассказал корреспонденту «Спорта День за Днем», что он способен доехать до финиша на трех колесах и увидеть трассу во сне.
Через пару месяцев забуду о переломе позвоночника
— «КамАЗы» заняли весь пьедестал почета «Шелкового пути» — 2017, но вас там не было.
— Внутри у меня все горит. Переживаю. Мысленно представляю, как там ребята в Китае на финише. Даже за праздничным столом они будут думать о гонке и осознавать, что годы подготовки потрачены не зря. Очень хотелось бы поехать, но мне помешала травма — перелом позвоночника.
— Ничего себе!
— Не так уж страшно. Как сказали врачи, у меня самая легкая форма перелома из всех возможных. Обошлось без хирургического вмешательства. Через месяц-два смогу навсегда забыть о случившемся. Травму получил на тренировочных тестах. Сидел справа от водителя, обучал нового человека. Неприятно, но у нас же не шахматы. Всегда есть риск. Оказавшись на скамейке запасных, я многое обдумал. Понял, что при всех трудностях нашей работы без нее гораздо труднее. Посмотрел со стороны, как пашут партнеры по команде. Сам поразился. Человеку со стороны не понять, какой это колоссальный труд. К нам многие приходят устраиваться на работу. Думают, что у нас все легко, круто, как по маслу, но немногие задерживаются.
— Подготовка сложнее самой гонки?
— А как же! Хотя марафон тоже сложен. Приезжаешь на бивак, а во время отдыха остаешься мыслями в гонке. Спишь и видишь во сне трассу. Получается, что марафон длится круглосуточно днем и ночью.
— В обычной жизни у камазовца строгий спортивный режим?
— В 6.45 утра я уже в спортзале. Час тренировок. Раньше нас обязывали посещать спортзал, а теперь мы сами понимаем, что это необходимо. В восемь часов я на работе и остаюсь где-то до семи часов вечера. Это минимум. Иногда нужно задержаться. Есть выходные, но ими тоже иногда приходится жертвовать. У меня двое сыновей. Ухожу — они спят. Прихожу — они спят.
— Будущие гонщики?
— Старшему, Захару, исполнилось десять лет. Он чемпион Татарстана по картингу в своей возрастной категории. Как раз сейчас находится на соревнованиях. Обязательной цели воспитать гонщика у нас нет. Это непросто в плане финансов. Хотя недавно у команды «КамАЗ-мастер» появился собственный картодром в Набережных Челнах и мы создали там свою команду по картингу. Захар в нее входит. В любом случае, чем больше ребенок занимается на картодроме, тем меньше теряет времени за компьютером.
— И тем лучше водит машину.
— На самом деле профессиональные гонщики при всей любви к скорости — самые аккуратные водители на обычной дороге. Знаю по собственному опыту. Чем больше пилот обожает погонять на трассе, тем строже он соблюдает правила дорожного движения. Весь лишний адреналин мы выплескиваем в гонках.
У нас нет наемников
— Вам приходилось ехать по обычным улицам на вашем гоночном «КамАЗе»?
— Конечно. Нас часто приглашают на различные городские мероприятия. Стараемся никому не отказывать. Соответственно, едем на настоящей раллийной машине. «КамАЗ» бывал на улицах Казани, Москвы, Екатеринбурга. Тюмени, многих других городов… Если очень постараться, в Питере тоже можно встретить чемпионский «КамАЗ».
— После кризиса много говорят о финансовых проблемах команды «КамАЗ-мастер». Были сообщения, что вы даже не выступите на «Дакаре»-2017. Правда, они не подтвердились, а экипаж Эдуарда Николаева выиграл марафон.
— Конечно, трудности есть. Насколько я помню, наш «боевой» грузовик по старому курсу стоил 680 000 евро. Курс изменился, а затраты только растут. В автоспорте нельзя стоять на месте, даже если ты первый. Каждый год нужно обновлять машину, но для этого нужно перепробовать 2040 конфигураций. Мы стараемся сэкономить, однако многое приходится заказывать из-за рубежа.
— А потом говорят, что чемпионский «КамАЗ» весь из импортных деталей…
— Не весь. В процентах не скажу, но у нас много российских деталей. Мы всегда отдаем приоритет российскому производителю, когда это возможно. Если продукция нам не подходит, берем иностранное.
— Самое уникальное в «КамАЗе» — его экипажи. Откуда в вашей команде столько профессионалов?
— Мы воспитываем своих людей. У нас нет наемников. Все, кто приходит в команду, от гонщика до слесаря, живут ею. «КамАЗ» — это школа. «КамАЗ» никогда не едет один. Каждый экипаж работает на других, предугадывая ходы соперников на несколько дней вперед.
— Вы сработали на команду на знаменитом последнем отрезке «Дакара»2013, когда финишировали на трех колесах. На «КамАЗе»! Как это вообще возможно?
— Где-то за девять километров до финиша я проткнул колесо и понял, что нет времени его менять. Три экипажа «КамАЗ-мастер», включая мой, шли в лидерах, но наш главный конкурент голландец Жерар де Рой на Iveco уже наступал на пятки. Нужно было оставить его четвертым. Мы вместе с экипажем приняли решение ехать на трех колесах. Конечно, девять километров показались мне вечностью. Еще был горный участок. Поворачивая, мы упирались в скалу. Ничего, разгонялись до ста километров в час. Третью позицию отстояли. Вы бы видели глаза соперников на финише. Они зауважали нас еще больше.