По своей сути футбольный роман «Ноги» о том, как сбылась мечта простого паренька из Подмосковья Сеньки Шувалова, ставшего в один прекрасный день главным бомбардиром легендарной «Барселоны». Казалось бы, все ясно! Но не торопитесь записывать эту лишь на первый взгляд банальную историю в очередную спортивную сказку про «Золушку».
В бестселлере «Ноги» есть место всему – и футбольному репортажу, и слезливой мелодраме, и мистическому триллеру, и классическому детективу с драками, погонями и убийствами. Тут все так перемешано, что придирчивому читателю даже трудно будет определить жанр романа.
Впрочем, сам автор на первой же странице признается, что здесь не стоит искать аналогий с реальными событиями, произошедшими в мировом футболе, да и вообще эта книга – «чистый художественный вымысел».
Ну а раз это «вымысел», да еще «художественный», то автор вправе ставить своих героев в самые невероятные ситуации, отправить их хоть в космический полет на Марс, хоть продать в «Барселону», если речь идет о футболе. Ну а чтобы еще больше окутать все происходящее таин-ственным туманом, главный герой пытается объяснить феномен всеми любимой игры сакральными корнями футбола. Говорят, что в древности мяч отождествлялся с отрубленной головой поверженного врага и когда варвары пинали ногами этот свой страшный трофей, то таким образом празд-новали победу в бою. И причем заметьте – именно ногами, ведь предназначение нижних конечностей человека (бить, пинать, разрушать) тоже имеет древнюю мистическую символику.
Надо ли говорить, что после таких экскурсов к сакральным истокам футбола да в мыслях о культовом предназначении собственных ног у главного героя романа реально «поехала крыша». Семен Шувалов вдруг решает, что он стал жертвой грандиозного заговора, цель которого – сделать самых дорогостоящих игроков планеты абсолютно непобедимыми.
Как это выглядит на практике? Да очень просто! Словно опытные кукловоды, владельцы всяких «адидасов», «найков» и «панасоников» во имя баснословных контрактов с Роналдинью и Шуваловым (к слову, по книге они являются закадычными друзьями) заставляют защитников любыми способами поддаваться мегазвездам.
Это «озарение» доходит до Шувалова, когда в форме его любимой «Барселоны» он уж слишком легко оставляет в дураках Тюрама, Галласа, Терри и Риксена. Неужели и эти монстры обороны тоже участвуют в заговоре? Как же Айяла и Каннаваро согласились на этот вселенский подлог?
Что ж, кого-то можно купить, кого-то запугать, а кого-то надо и убить прямо во время матча. Конечно, сенсационным открытиям Семена никто не верит, даже его друг Роналдинью крутит пальцем у виска.
И тогда Шувалов начинает собственное расследование. Как сыщик-одиночка он допрашивает игроков, судей, функционеров, делает сопоставления и логические выводы. А на заключительном банкете по случаю чемпионства «Барсы» русский форвард наконец взрывает бомбу:
– Вы думаете, что я могу расправляться с защитниками, как мне хочется. Но это не так! Мне лишь позволяют делать это. Защитники нарочно покупаются на мои финты, чтобы я имел возможность быть звездой. А потом на мне зарабатываются огромные деньги. Вы думаете, что я хорош, и идете покупать разное дерьмо, которое продается под моим именем. В то время как на самом деле я – зависимое ничтожество.
В этом месте банальная сказка о футбольной «Золушке» превращается в острый социальный памфлет, клеймящий нравы со-временного спорта. Конец романа «Ноги» настолько печален, насколько и закономерен. Прямо во время игры против вечного соперника «Реала» последний романтик Шувалов вдруг… Впрочем, дальше читайте сами.
Сергей Самсонов. «Ноги»
Издательство «Амфора». 5000 экземпляров. 2007 год