После возвращения из Рио распорядок дня питерского стрелка Кирилла Григорьяна расписан буквально по минутам. У него практически нет свободного времени. Встречи, интервью, приемы. Однако для родного Университета ИТМО 24-летний олимпиец сделал исключение.
Тем более что повод заехать на пару часов выдался очень положительный — новоиспеченного заслуженного мастера спорта избрали почетным председателем секции стрельбы спортивного клуба «Кронверкские барсы».
Сразу после торжественной части Григорьян ответил на вопросы корреспондента «Спорта День за Днем».
Одного бедолагу ограбили дважды
— Кирилл, для начала расскажите, как вам жилось в Олимпийской деревне. Многие спортсмены жаловались на недостроенные объекты, плохое питание, разгул преступности...
— Я не могу сравнивать, ведь это моя первая Олимпиада. Но лично у меня особых жалоб не возникало. Единственный минус — в номерах было мало мебели: шкаф, тумбочка, кровать. И все. Но мне не привыкать к спартанским условиям.
И потом, мы приехали позже, видимо, часть неполадок уже устранили, а вот австралийцы, которые заселились первыми, много приключений испытали. Например, у них в душевой не сделали слив для воды. Горе-строители гладко выложили пол кафелем. Тогда пришел местный рабочий, постучал молотком, нашел замурованный слив, сделал дырку и довольный сказал: «Пользуйтесь». Много таких смешных историй.
— По поводу еды что скажете?
— Питались спортсмены в большом ангаре, метров четыреста длиной, обычная столовка. Кормили много, но пища не отличалась разнообразием. Особо голодные шли в известный ресторан быстрого питания. Грех жаловаться!
Часто еще спрашивают про логистику, движение автобусов. Ну есть пара замечаний. Вот «шатлы» ходили не по расписанию, но зато гоняли быстро за счет выделенной полосы. Одну трассу даже сделали специально к Олимпиаде и вообще не пускали туда местных автомобилистов.
— А как вы противостояли легендарным ворам и бандитам?
— Да, нас предупредили, что в Рио большая преступность. Но если не выходить за территорию спортивных объектов, то можно до минимума свести контакты с криминальными элементами.
Всякое случалось. А в самой Деревне процветало мелкое воровство. С тумбочки пропадали личные предметы. У одного спортсмена из номера с утра вынесли все ценные вещи, а вечером воры вернулись к нему же и прихватили сумку с экипировкой. С того дня мы все личные вещи таскали с собой, вплоть до формы.
Секреты Усэйна Болта
— Давайте все-таки вспомним тот счастливый день, когда вы добыли бронзу. Что для вас оказалось самым сложным в финале?
— Психология! Стреляют-то ребята одинаково, физически тоже все подготовлены прекрасно, а побеждает тот, кто справился с головой. И это очень трудно. Нельзя думать, что медаль уже в кармане, надо сосредоточиться исключительно на стрельбе. А в мозгу постоянное волнение. Пару раз и на меня сильно накатывало. Психологически давило, что это Олимпиада! Очень ответственный старт. Но благодаря правильному общению с психологами и, конечно, работе над собой я справлялся.
— Откроете секрет?
— Один из вариантов — это правильное дыхание, глубокое, протяжное. Волнение уходит. Есть еще специальные техники, но я не буду раскрывать все секреты. Скажу лишь одно: посмотрите на Усэйна Болта. Удивительно, но он выходит на старт вообще расслабленным. Почему? Да потому, что Болт уверен в себе, прекрасно знает свое тело, делает то, что может. Вот и вы чаще повторяйте: «Я умею, я сделаю».
— А что вам еще помогает отдохнуть от спорта?
— Семья, работа. Программирование очень помогает отвлечься от проблем, от долгих командировок. С атмосферы соревнований я могу сразу переключиться на компьютер. Тем более что тот проект, над которым я сейчас работаю, мне очень нравится. Я делюсь своими идеями с другими спортсменами, и мои друзья в восторге. Говорят: «Классно! Давай развивать дальше». Высокая оценка товарищей придает мне новые силы.
Последние месяцы, правда, из-за подготовки к Рио я не мог совмещать спорт и работу, но сейчас отдохну и возобновлю свои изыскания.
— В чем суть ваших проектов?
— Вы знаете, что в стрельбе введены электронные мишени. Раньше результаты считали очень долго, бумажные мишени собирали, смотрели, считали. Теперь все проще, оперативней. Но есть еще устройства, которые показывают, куда спортсмен прицеливается в режиме реального времени. Это очень интересно совместить с мишенью и вывести на телевизионный экран.
Сам спортсмен, естественно, не сможет следить за сигналом, а вот зритель видит увлекательную картинку. Когда мы провели презентацию для международной федерации, то наш проект всем очень понравился. Есть, правда, ограничения по правилам, но это можно решить. А помимо зрелищности эта программа улучшит и тренировочный процесс. Здесь все ошибки сразу видны.
Допинг-офицер приходит ночью
— Проверками на допинг вас тоже мучили?
— Нас сразу предупредили, что в любое время суток может прийти офицер и взять анализ. К одному спортсмену даже заявились в четыре часа ночи. Тук-тук-тук! И попробуй не открыть. Три раза не ответил — дисквалификация. За последние полгода мы лишь раз сдавали допинг-пробу, а уже в Рио три раза брали анализы. Ко мне пришли утром, сразу после того как я умылся, почистил зубы. Смотрю, стоит на пороге: здрасьте!
Но нам что волноваться? Стрелки чистые, скрывать нечего! Как в других видах спорта, я не знаю, говорят, и по пять раз брали. Но у олимпийцев нет же такой очереди, как в поликлинике, где спортсмены могли бы поболтать за нелегкую жизнь.
— Был негатив именно к российским атлетам?
— Нет! Предвзятости точно не было. Регламент был соблюден неукоснительно. Только однажды я хотел для «Инстаграмма» сфоткать баночки, но офицер мне запретил. Там есть номер на пробирке, а они борются за анонимность.
— В Рио была возможность сходить на другие виды, поболеть за наших?
— Удалось посмотреть Игры. Хотя на Универсиадах это проще организовано. Есть аккредитация — идешь на трибуну. В Рио надо было обязательно иметь еще и билет, тут приходилось заморачиваться. Но как-то достали билеты на спортивную гимнастику, волейбол, гандбол. Как раз попали на игру группового этапа, когда наши девушки много проигрывали шведкам. А потом вырвали победу. Молодцы!
— Как вам экспрессивная манера наставника гандболисток Евгения Трефилова?
— Это да! С нами ходил наш тренер, и он сказал, глядя на Трефилова: «Интересная методика, надо бы и мне перенять для работы с вами». На меня, правда, такая накачка не действует. Я сразу закрываюсь. Все ведь происходит в голове.
— В Олимпиаде в Токио будете участвовать?
— Я не знаю, что будет через месяц, а тут еще четыре года впереди. Но желание, конечно, есть. Отберусь на Олимпиаду — хорошо. Не попаду в Токио — все равно получу удовольствие от проведенного в тире времени. Хочу продолжать заниматься стрельбой. И прежде всего трудиться. Очень важно, что мои тренировки дали видимый эффект, принесли результат. Вот он! Эта бронзовая медаль!