• Бронзовый призер чемпионата СССР в составе СКА Константин Меньшиков: «Тренеры-иностранцы к ветеранам СКА за советом не ходят»

    03.10.11 05:32

    Бронзовый призер чемпионата СССР в составе СКА Константин Меньшиков: «Тренеры-иностранцы к ветеранам СКА за советом не ходят» - фото

    Фото: ХК СКА

    Если хочешь услышать по-настоящему искреннее мнение о хоккее в целом или о конкретной команде в частности, надо обращаться к ветеранам советской закалки. Константин Меньшиков, защитник бронзового СКА сезона-1970/71, ныне работающий в судейском корпусе Федерации хоккея Санкт-Петербурга, — из категории людей, не пропускающих ни одного матча своей команды с момента окончания карьеры. Он внимательно наблюдал за терзаниями последней пятилетки в исполнении Смита, Занатты и Сикоры. Теперь наблюдает за Ржигой, которого, по его словам, он рекомендовал армейскому руководству.

    Убрав Сушинского, у армейцев вырвали главный клык

    — Когда меня спросили, кого ты видишь тренером СКА, я без колебаний ответил: из иностранцев — только Ржигу! — начал разговор Меньшиков.

    — Почему?
    — Чех на деле доказал свой уровень. Не имея феноменального бюджета и сверхзвезного состава, его команды пахали и бились за результат, которого в итоге достигали. Прошлогодний «Атлант» — яркая тому иллюстрация. Чех делает свое дело, несмотря ни на что. Лично я его только поддерживаю в этом. Если Милошу понадобится мой совет, всегда готов его дать. Готов, если надо, и с фанатами встретиться — объяснить еще раз то, чего они недопонимают.

    — Игроков для СКА он подбирал, исходя из своего оборонительного рисунка игры?
    — Не знаю. Со мной он не советовался, и в прессе его высказываний на сей счет я не читал. Но если Милош избавился от Сушинского, а взял, условно, Федорова, значит, имел какие-то мысли. То же самое было при Смите, Занатте, Сикоре — к ветеранам СКА за советом они не шли. Смит только после очередного поражения в плей-офф подошел с одним-единственным вопросом: почему? Где ж ты, брат, спрашивается, раньше был? Тарасов, Чернышев, Егоров, Баулин, Эпштейн, Кострюков — большие, великие тренеры, никогда не стеснялись послушать мнение со стороны.

    — Сегодня большинство спортивных клубов — закрытые организации…
    — Я вот пришел к руководству СКА с текущими, интересующими меня вопросами: «Почему этого нет? Почему тот ушел?». Работать там я не собираюсь или, упаси Господь, учить кого-то. Просто интересно. Меня журналисты о команде расспрашивают, простые любители хоккея, а сказать нечего. Может быть, это и правильно… Но хотелось бы больше знать, что является причиной того или иного шага команды.

    — До сих пор никто откровенно не рассказал, почему расстались с Сушинским…
    — Перед Ржигой поставлена задача выиграть. Чтобы все 32 зуба армейской «челюсти» могли кусать и жевать. Тренер, опираясь на свое умение, знание, делает все от себя зависящее, дабы эта челюсть была монолитной, без протезов и пломб. Но, к сожалению, Ржига вырвал из нее главный клык — Сушинского. Замены Максиму в СКА я пока не вижу. Торесен — прямолинейный. Макаров, несколько лет назад напоминавший своей техникой Су-33, переигрывает. Сушинский — пасовый игрок, при этом способный забить, решить исход игры. Гарик Макаров тоже неплохо держит шайбу, двигается, но он только идет к уровню Макса и, будем честны, пока далек от него.

     

    — Жадничает…
    — Очень верное слово. Сушинский, например, всегда готов сыграть в зоне в пас. Я Максима еще с младых ногтей помню — когда я, заканчивая играть, переходил на судейскую работу, наш 33-й номер только начинал. Жалко, что сегодня его нет в СКА. Питерцев и так у нас — раз-два и обчелся...

    От Торесена жду большего

    — Теперь в СКА иные главные герои. Федор Федоров долгое время был лишь братом легендарного Сергея Федорова. И вдруг у Ржиги стал походить на старшего родственника не только внешне…
    — Согласен. Федя прибавляет, делает все, чтобы стать лидером — берет игру на себя, держит шайбу, разыгрывает. Словом, парень на виду.

    — Что называется, попал к своему тренеру?
    — Именно. В «Магнитке», где он выступал вместе с братом, ему не хватало скорости, мышления, партнеров. Один тут в поле не воин — хоккей игра коллективная. Попав к Ржиге, он стал получать, возможно, то, чего ему не хватало — доверие. Не каждому позволено, основываясь на собственных «хотелках», откатиться в свою зону, начать оттуда атаку, протащить шайбу «от и до». Ржига Федору позволяет. Такие игроки нужны. Раньше у нас это делали Яшин, Сушинский, Чаянек. Сегодня таких ребят стало поменьше. Хотя от Торесена я жду большего, как и от Афиногенова с Макаровым. Но пока они в тени…

    — Как вам сочетание двухметровых Федорова и Артюхина?
    — Эти ребята, как и Рыбин, — мощь СКА. Разноплановой команде, когда одна пятерка умная и техничная, вторая играет в давление, третья обороняется, противостоять сложнее. Артюхин с Федоровым давят, заставляя защитников оппонента уставать, вследствие чего тот начинает ошибаться. Да и инстинкт самосохранения никто не отменял… Едет защитник за шайбой, а вслед ему несется 130-килограммовая туша на коньках. И когда она в тебя врезается — ощущение не из приятных. Два-три раза припечатают, и уже начинаешь думать, как бы завершить игру живым — чтобы локти и кисти целыми остались. Артюхин и Федоров, кстати, показывают разный хоккей. И это хорошо — найти сбалансированный состав, когда такую силу дополняет хитринка. Тут бы еще Сушинского…

    — Какое в целом мнение об игре СКА по прошествии стартовых матчей сложилось?
    — Выводы пока делать рано. Цыплят по осени считают, достижения в хоккее — по весне. Пока СКА набирает очки. Это придает уверенности команде.


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»