Новогодние каникулы — время традиционных крупных стартов не только у горнолыжников. Россияне, к сожалению, своих болельщиков пока не радуют. Исполнительный директор Федерации Санкт-Петербурга по горным лыжам и сноуборду Алексей Быков и член правления федерации Антон Соколов помогли разобраться в проблемах подготовки спортсменов высокого класса, причинах, по которым мы отстаем в этом виде спорта от ведущих держав, а также перспективах развития.
— Почему так получается, что Россия, имеющая огромное количество занимающихся горнолыжным спортом, а также условия для занятий во многих регионах, уже много лет не может подобраться к призовым местам на крупных соревнованиях?
А.Б.: Для начала надо отметить, что хорошие условия для занятий имеются во многих регионах, а в Питере горнолыжные курорты, в частности в Коробицине, ничем не уступают московским, а в чем-то даже превосходят. Тем не менее финансирование проведения массовых соревнований и подготовки спортсменов для сборной команды все равно в Москве. То есть нет регулярных соревнований для лучших представителей нашей страны. Горнолыжникам из того же Красноярска или Хабаровска, чтобы приехать на соревнования в Москву, надо утвердить на городском или региональном уровне банальное финансирование проезда и проживания. Реально это сделать от силы раз в год, а потому для спортсменов из регионов попасть в сборную почти невозможно. Такая ситуация не способствует обострению конкуренции между спортсменами внутри страны.
— Тем не менее даже наши «сборники», которые постоянно тренируются и соревнуются за границей, пока не могут составить реальную конкуренцию горнолыжникам из Австрии, Италии, Швейцарии, Норвегии.
А.Б.: Горнолыжный спорт имеет те же проблемы, что и другие технологически емкие виды: во-первых, отсутствуют современные методики у тренеров, не хватает знаний, во-вторых, отсутствует цельная система подготовки спортсменов от детского возраста до взрослого. То есть тренеры могут работать со спортсменами в среднем до 16 лет (за счет денег родителей, так как инвентарь и оборудование достаточно дорогие). Потом если спортсмены еще не показывают заметных результатов, то в лучшем случае продолжают выступать для себя. Никто не заинтересован вкладывать в их дальнейшую подготовку ресурсы. Таким образом, мы теряем огромное количество потенциальных «сборников» в возрасте от 16 до 19 лет, которые остаются не у дел.
А.С: А у тех же австрийцев существуют специализированные центры подготовки спортсменов на каждом возрастном уровне — то есть при переходе на более высокий уровень с ними работают уже другие специалисты. Причем надо заметить, что эти центры и клубы еще и зарабатывают деньги, которые вкладывают в дальнейшую подготовку спортсменов. При этом к каждому молодому спортсмену применяется индивидуальный подход — ведь кто-то развивается раньше, а кто-то на пару лет позже. Там все это учитывают и продолжают работать с потенциальными «сборниками».
— А в чем проблема тренерских кадров?
А.Б.: Насколько мы знаем, последние методические пособия выходили в 70-х годах прошлого века. Понятно, что и в методиках отбора спортсменов, и в подготовке мы сильно отстали: работавшая во времена СССР система разрушена, а новая не построена. В итоге сейчас с нашей сборной работают австрийские специалисты, и надо сказать, что многие подходы наших тренеров они просто не понимают! В первую очередь того, что от тех же юношей или девушек требуют результатов, которые они пока еще не способны показывать — они для этого еще не имеют физической базы. В этом одна из главных проблем. И тем не менее за неполные четыре года работы австрийских специалистов уже можно отметить наш прогресс.
А.С.: Кстати, работающий с детьми финский тренер предложил уникальную систему отбора молодых спортсменов. В ней указаны даже помесячные требования в приросте физических и двигательных качеств юных лыжников. При этом для оценки динамики прироста качеств используются специальные упражнения для горнолыжников. Другое дело, что для глобального прогресса необходимо, чтобы это внедрялось повсеместно.
— А в чем еще плюсы австрийской системы подготовки?
А.С.: Австрия — очень компактная страна, и там постоянно проходят соревнования между регионами. Соответственно, в условиях острой и постоянной конкуренции они подготавливают огромное количество высококлассных спортсменов. У них нет крена в финансировании в сторону столицы — скорее даже наоборот. В результате у тех же австрийцев находятся в запасе такие лыжники, о которых мы можем только мечтать!
— Есть ли основания для оптимизма?
А.Б: Учитывая, что помощь австрийских и финских специалистов уже сказывается, можно с оптимизмом смотреть в будущее. И предстоящая Олимпиада в Сочи позволит привлечь большое количество крупных соревнований к нам в страну, усилить конкуренцию, популяризовать горные лыжи среди молодежи. Но должна вестись плановая, регулярная работа во всех регионах и до, и после Олимпиады — ведь невозможно всего за год решить проблемы, которые накапливались десятилетиями!