Победа российской заявки на право проведения чемпионата мира 2018 года вызвала в стране настоящую эйфорию. Творцы успеха российской заявки с гордостью рассказывали о перипетиях борьбы, о том, в каких направлениях и как велась работа. Но сейчас, когда эмоции немного улеглись, впору задуматься над тем, что предстоит сделать в первую очередь, чтобы достойно принять мундиаль. Член заявочного комитета «Россия-2018» Алексей Смертин поведал «Спорту день за днем» и о том, что было, и о том, что, на его взгляд, нам предстоит.
– Когда кампания только начиналась чуть более года назад, меня пригласили быть послом заявочного комитета, – сказал Смертин. – Одной из моих обязанностей стало участие в презентациях нашей заявки. Первая такая презентация состоялась в Южной Африке и была приурочена к жеребьевке чемпионата мира. Весь оставшийся год мы активно работали в этом направлении. Изначально к нам относились не то чтобы несерьезно, просто нас не считали фаворитами. Но время шло, многое менялось, и в конце заявочной кампании Россия уже считались одним из лидеров. Это подтвердила последняя презентация в Бразилии, когда нас действительно стали называть главными претендентами на проведение мундиаля. Многие во весь голос заявляли, что именно Россия получит чемпионат мира 2018 года.
С: Вы видели все презентации конкурентов, а значит, вам было с чем сравнивать. Мы действительно оказались на голову сильнее остальных?
Я бы так не сказал. Да, я видел ролики других стран, но не хотел бы умалять их достоинств, поскольку соперничать нам пришлось с не самыми простыми оппонентами. Наиболее внушительной делегацией в Цюрихе стали англичане, и презентация у них была подготовлена на высоком уровне. Мы тоже в течение года много работали, и вознаграждением за эти труды стали результаты голосования, которые оказались в пользу России.
С: Вы говорили, что поначалу в нас не видели реального конкурента, но затем России удалось сделать большой скачок и выйти в лидеры. За счет чего это оказалось возможно?
У нас были убедительные доводы. Но пришлось не так легко, как могло показаться. Англичане, например, били на то, что у них готова вся инфраструктура. Что они проводят чемпионат, в котором выступают сплошь звезды, а это говорит об уровне организации футбола в этой стране. На мой взгляд, все претенденты были достойны принять чемпионат мира. Если говорить о заявке Испании и Португалии, то испанцы являются действующими чемпионами мира и Европы. В этом плане, действительно, многие считали, что у нас не готово ничего для проведения турнира такого масштаба. Но мы смогли заручиться поддержкой правительства и хорошо приняли делегатов оценочной комиссии, показали, что у нас строятся стадионы и, так или иначе, всю инфраструктуру мы подготовим, просто чемпионат мира даст возможность сделать это быстрее. Так наши минусы – отсутствие необходимой инфраструктуры – преобразовались в плюсы. Несколько лет назад нечто подобное продемонстрировала Южная Африка. Нельзя забывать: одна из программных задач ФИФА – развитие и популяризация футбола. Не случайно же вслед за нами Катар завоевал право на проведение чемпионата мира 2022 года.
С: Для вас это была новая работа. Насколько она была тяжела и интересна?
Она была необычна и очень интересна. Значительно расширился круг общения среди футбольных людей. Не среди футболистов, а среди тех, кто в мою бытность игроком находился по другую сторону поля, точнее, за его пределами. Плюс удалось пообщаться на разных языках, поэтому мне действительно было комфортно.
С: Насколько опыт депутатской деятельности помог вам освоиться на этом поприще?
В общении на публике и с людьми это очень помогло.
С: Мы выиграли право принять чемпионат мира. Что дальше? Какие шаги необходимо предпринимать?
Нужно все делать поэтапно. В первую очередь, создать оргкомитет, то есть организационную структуру, которая будет координировать и направлять все действия. Уже после этого начнется конкретная работа, и ее будет немало.
С: Кто, на ваш взгляд, должен войти в оргкомитет по подготовке к чемпионату мира 2018 года – политики, бизнесмены, спортивные функционеры, действующие спортсмены?
Думаю, те же люди, которые проделали огромный объем работы в заявочном комитете. Сочи – тому яркий пример. Те, кто занимался продвижением нашей олимпийской заявки и привел страну к такому радостному событию, вошли и в оргкомитет по подготовке Сочи-2014.
С: Если бы вам предложили поработать в оргкомитете, согласились бы?
Я бы рассмотрел такую возможность, потому что мне это действительно интересно. Это долгосрочная перспектива и хорошая работа. Скажем так, поступит предложение – буду думать.
С: Вы сказали, что общались со многими людьми. Как отнеслись к победе России ваши знакомые за рубежом?
Многие об этом спрашивают. В первые минуты я был в такой эйфории, что даже не заметил, кто как отреагировал. После церемонии мы общались, у нас хорошие отношения с голландцами, заявочный комитет которых возглавлял Руд Гуллит. Сейчас поздравления идут отовсюду, даже от англичан, которые любят Россию и искренне радуются за нас.
С: Англичане рады, что победила Россия?
Да, но я говорю о тех людях, которые имеют отношение к нашей стране.